Эльфрида Елинек – одно из самых значительных имен в современной немецкоязычной литературе. Перу австрийской писательницы, живущей и работающей в Вене и Мюнхене, принадлежит несколько романов – «Мы всего лишь приманка, бэби!» (1970), «Любовницы» (1975), «Отринутые» (1980), «Пианистка» (1983), «Похоть» (1989), «Дети мертвецов» (1995), «Алчность» (1999), – и некоторые из них давно зачислены в канон современной мировой литературы. Е. – признанный театральный автор: пьесы «Клара Ш» (1982), «Вожделение, или Проезд открыт» (1986), «Облака. Дом» (1988), «Привал, или Этим все занимаются» (1994), «Спортивная пьеса» (1998), «Он как не он» (2000) ставились на лучших сценах немецкоязычных театров. В 1998 году программа всемирного театрального фестиваля в Зальцбурге была полностью посвящена ее творчеству. В том же году Е. была награждена самой престижной и почетной литературной премией – имени Бюхнера, а в 2002 году ее удостоили премии имени Гейне и звания «Драматург года».
Фильм Михаэля Ханеке по роману Е. «Пианистка», получивший Гран-при на Каннском фестивале 2001 года и приз как лучший иностранный фильм на московском «Кинотавре» в январе 2002 года, открыл для России имя австрийской писательницы, хотя первая ее книга на русском языке появилась еще в 1996-м (роман «Любовницы» в переводе А. Белобратова в серии «Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге»), а в 1997-м в июньском номере журнала «Нева», посвященном австрийской литературе «от Штифтера до Елинек», была опубликована ее новелла «Заведомо бессмысленная попытка описания пейзажа» (в переводе М. Кореневой).
Эльфрида Елинек родилась 20 октября 1946 года в городе Мюрцушлаг в Австрии. Ее отец, имевший чешско-еврейские корни, был химиком и работал на военном предприятии во время второй мировой войны. Мать будущей писательницы происходила из знатной венской семьи.
С раннего возраста девочка занималась музыкой, играла на фортепиано, затем училась в Венской консерватории. Закончив Венский университет по специальности «Театр и история искусств», Е. продолжала заниматься музыкой и в 1971 году даже получила диплом органиста в Венской консерватории.
Как говорится в обосновании присуждения Нобелевской премии, с юного возраста Е. увлекалась и литературой. Вначале это была поэзия, но затем, под влиянием общественного движения в университете, в котором девушка активно участвовала, ее произведения приобрели более ярко выраженный социальный и иногда сатирический оттенок.
В 1972 году вышел роман «Михаэль. Молодежная книга для инфантильного общества» («Michael. Ein Jugendbuch fuer die Infantilgesellschaft»), где писательница бросает критический взгляд на современную массовую культуру.
Отдельное место в творчестве Е. занимает тема феминизма и социальной роли женщины. В романе «Похоть» (Lust, 1992) она подвергает критике сексуальное насилие в отношении женщины как модель для современного общества и современной культуры.
«Природу текстов Е. часто трудно однозначно обозначить. Они перетекают из поэзии в прозу, из в гимны, содержат театральные сцены и кинематографические кадры», – отметили в Шведской Академии.
Е. также является автором нескольких пьес и киносценариев, а также либретто к операм. Самым известным фильмом, поставленным по ее книге, стала картина режиссера австрийского происхождения Михаэля Ханеке «Пианистка» («La Pianiste»). Героиня фильма – преподаватель Венской консерватории Эрика, которую изнутри раздирают противоречивые сексуальные желания. На Каннском фестивале 2001 года этот фильм был удостоен трех наград: Изабель Юппер получила приз за лучшую женскую роль, Бенуа Мажинель – за лучшую мужскую, а режиссер Михаэль Ханеке – «Большой приз жюри».
В общей сложности перу Е. принадлежит около 30 литературных трудов различных жанров. Самыми свежими из них являются сборник пьес «В Альпах» («In den Alpen», 2002) и драма «Смерть и девушка» («Der Tod und das Maedchen», 2003).
Произведения австрийской писательницы переведены на многие европейские языки. Е. является лауреатом около двух десятков различных национальных и международных литературных премий. Венцом признаний ее таланта стало присуждение ей Нобелевской премии в 2004 году.