Дорогие глоки вы мои куздреватые!
Можно выделить особый класс систем (совершенно произвольной породы), которые обладают удивительным, захватывающим свойством. С одной стороны, эти системы всеобъятные (такие как законы и категории человеческого мышления, выйти за пределы которых не представляется возможным), с другой стороны, внутренняя логика этих систем такова, что позволяет выходить за пределы этих систем (когда законы логики используются для того, чтобы описать законы логики, а также когда они приводят к парадоксам и, в итоге, к самоотрицанию). Система ведет за пределы самой себя, и есть в этом нечто, сравнимое с непреклонной самоотверженностью камикадзе.
Примером такой системы может служить любой язык. Мы погружены в язык и мыслим изнутри него. С этой точки зрения интересны случаи, когда язык работает в разнос, трещит по швам, и мы начинаем соприкасаться с абсурдом. Знаки, словно уродливые и причудливые цветы из зазеркалья, предстают перед нами в искаженной перспективе. Заколдованное царство речи, где смысл все еще существует, но уже не существует.
Как-то раз Л. В. Щерба недвусмысленно высказался по этому поводу:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка
Эксперименты с языком могут стать настоящим лайфстайлом. Вот ЖЖ некоего glo_ku (от "Глокая Куздра"), у которого все сообщения на русском языке приходится расколдовывать (расшифровывать) на русский язык:
http://glo-ku.livejournal.com/Предупреждаю, без шаманского бубна тут не обойтись. Вот пример:
Прегунтросы Джо Семейкера. Ввинтродение.
Преведвуйте, дирогие джурзы Гбибрного Гамазенга!
Мис энкпять вершвинпадал фа штайва мансяца... Батоно эсто поркому вто мис корсешествовал (сез Чарли) ив сёрисках Эстадюнерики. Америгу ное нашершёл, хаднако всрадутил менжество гудронных пуеблюдов.
Лиегрут, зето американчеги ное интрестуются азрыми мультурами у каскнуты олько она селфбя. Мис встреффел мучгих рацинных обителей Штатерики, виторые боношо сабнали эбро бибизнь ив азрых паинах и парстях мундира, у верчень интерстиковались мультурой Рашсии. Унон диз лорих, опа номбмени Джо Семейкер книгвально заложипал мися прегунтросам эбро Рашсию, рашскую мультуру у кастычаи.
Прегунтросов взыло сяк мучго, зето мис энтшил выпостжить (она инглеском) самкоторые ив мисом дзиурнау, у асы кос юми попьенмаем, хак бесше туттво она зих респуетить. Складно?
Коньд ореспекеньем, беспечно юш,
Гло Ку, Пискуер.
А начинается журнал 17 февраля 2005 года так:
Вребу Золюд!
Экспесивы Узиги!
Тох, собвер дзиурнау. Ку ю деса, хны LiveJournal, шибгдо занемате.
Предпогзю, асса узигвенди. Чири-чири, мис вилб эйфр!
Чири-чири!
Что же это, поэтический бунт самобытности (вроде Хармсовского)? Изощренный садизм над читателями (вроде Гегелевского или Хайдеггеровского)? Затянувшийся эксперимент (вроде эксперимента с жидким битумом, который начался в 1927 году)?
В любом случае, занятно - балансировать на грани языка, функционировать на изнанке речи. Есть в этом что-то определенно Трикстерское.
В завершение пригбаланиваю линк на статью О. А. Аксеновой "Игровое словообразование и лексика":
http://www.e-region.ru/nmc/proekts/chistoeslovo/teacher/slovoobr.htm