Ну, ты же сам согласился с тем, что мои слова о том, что человек существовал прежде идеи, можно назвать "объективным соотношением между словом и реальностью".
Не совсем так.
Я сказал: "ты говоришь об объективном соотношении текста, автора и реальности", но я не сказал: "ты говоришь объективно".
Действительно, твое рассуждение
онтологически ориентировано: тебя интересует, как устроено взаимодействие автора, текста и реальности в действительности. Однако в этом рассуждении ты описываешь не всю картину (в полном соответствии со своей главной предпосылкой, ставишь свои акценты): прежде всего, как ты говоришь, автор списывает текст с некоей действительности, следовательно, текст всегда вторичен по отношению к ней. Но есть и дальнейшее, о чем ты не упоминаешь: автор творчески преобразует действительность; текст может оцениваться не только с той точки зрения, насколько точно он выражает исходную действительность, но и с той, какие специфические процессы и образы он запускает в воображении читателя. Две установки, Сергей, две перспективы рассмотрения текста. Нельзя сказать, что одна лучше, объективнее другой, одну - сам Бог велел, это "как через дверь выходить", а другая - "через окно вылазить".
Если впадать в крайность и подводить под нее базу "объективных рассуждений", то можно привести легион аргументов pro или contra любой установки. Я приведу гипотетический пример. Во-первых, каким образом автор соприкасается с этой исходной действительностью? Может быть, все, что у него есть - это тексты? И каждый новый текст - это преображение, переосмысление предыдущего? Ведь что мы знаем о наших ощущениях? Мы с рождения приучаемся
интерпретировать мешанину цветов перед глазами как организованное пространство, изменяющееся во времени. Кто сказал, что это действительность сообщает нам свои объективные свойства? Вдруг это только наша творческая интерпретация действительности? Может, мы ничего о ней вообще не знаем. Я не знаю, существует ли яблоко как объект, такого-то цвета и с таким-то вкусом. Я знаю только то, что нечто представляется мне объектом яблоком. Это - основополагающая гносеологическая неопределенность, а бОльшее - это только наши допущения. С этой точки зрения возникает вопрос: а имеет ли вообще смысл сам вопрос об истинности и адекватности наших знаний той действительности, которую мы изучаем? Или мудрее и практичнее думать только о том, что наши описания мира (тексты) имеют самоотносимый смысл? Эти тексты порождаются нами, авторами, и оказывают на нас, читателей, влияние. Так, в своей "обыденности сокровенной", творится история. Вот и все. А правильно ли мы описываем исходную действительность - какая разница?
--- Сережа, не надо возражать на это рассуждение.
Я привел его как пример, чтобы показать, что любую из установок можно
рационализировать. На самом же деле я считаю, что они равноценны.
Кстати, еще замечу, что в твоей рационализации своей установки ты допускаешь противоречие: с одной стороны, "человек существовал прежде идеи", с другой стороны, автор неспособен создать подлинную "небывалось соединения". Если человек существовал прежде идеи, то потом он её создал, небывалую такую, правда?
Изначально, мы ведь говорили только о тексте. О его способности или неспособности создать новую реальность. Не совсем понятно, причем тут наши поступки.
Нет! Мы говорили о двух психологических установках - ориентированность на познание (текст отражает реальность) и ориентированность на творчество (текст творит реальность). Мы не говорим о том, на что в действительности способен текст. Ведь это можно было бы обсуждать на разных уровнях, с разных позиций, - а это очень благодатная почва для рационализаций установок, которые не имеют отношения к самим установкам.
Насчет поступков: наши поступки определяются нашими установками. В самом начале я высказал предположение, что выбор терапевтического подхода в психологии и выбор научного подхода могут определяться описываемыми установками. Ты лучше поймешь мой взгляд на вещи, познакомившись с соционикой. Соционический тип определяет базовые ценности целовека, а также позволяет предсказать, как человек поведет себя при тех или иных обстоятельствах.
Вся новая и независимая реальность, за которую ты ратуешь
Не-а, не ратую.
Я ратую за то, что есть две равноправные установки. И, мне кажется, я больше исхожу из той же установки, что и ты.
Но ведь и предлагалось-то просто поделиться симпатиями. Вот я и поделился своими
И спасибо тебе за это - рассказывая тебе об этих установках, я сам все лучше и лучше их осознаю.
А предлагалось обсудить тему в самом широком охвате, не только поделиться симпатиями.