Именно этим и выделяются.
Они - Божий народ. Бог с ними, произвольно выбрав их среди других народов, заключил договор (завет), что они будут Его народом, буду поклоняться только Ему, а он за это даст им Своё покровительство. Не стоит забывать, что в Ветхом Завете ни о каких потусторонних благах речи нет, жизнь человека кончается с его смертью, и всё, чего можно желать - благоденствие при жизни, долголетие и многочисленное потомство. Это, кстати, удивительно - то, что нет никаких разговоров о "том свете". Во всех религиях они обычно есть - ну, Валгалла там и прочее. Потому что хочет же человек избежать смерти, действительно. И, наверное, во всех этих культах, окружавших иудеев - они ими время от времени "соблазнялись" - вера в тот свет, наверное, в том или ином виде присутствовала. То есть если евреи верили в то, что никакого бессмертия им не будет, потому что Бог об этом ничего не говорил - значит, у них были основания. Это ж от чего они, бедолаги, отказывались - надо понимать. Эх, надо бы побольше узнать про тот культурный котёл, в котором они варились...
Ну ладно. О чём бишь я?
Так вот. Насколько это можно понять, никаких других достоинств, кроме верности Богу, евреи себе не приписывают. Бог их выбрал, а почему - они сами не знают и вообще это не их дело.
Но этого достаточно, чтобы евреи себя чрезвычайно высоко ценили. То есть вплоть до того, что этика Ветхого Завета - когда убить или обмануть нееврея не стыдно, если это поможет еврейскому народу - в общем, ну да, есть такое мнение.
То есть сейчас это, конечно, воспринимается как экстремизм, но всё-таки определённые отпечатки остались. Вот, например, когда на еврейском сайте все имена евреев выделяются синим цветом или когда публикуется статья про Арсения Тарковского, весь смысл которой сводится к тому, что А.А. любил евреев - ну, ёлки-палки, это и правда раздражает. (Нормальный такой сайт, никакого бомбометания.) Причём я-то человек подготовленный и в принципе понимаю, что ситуация не подлежит изменению, что такая вот у них вера, неотделимая от национального чувства, и от своей избранности они не откажутся при всей своей толерантности и т.д., что уже
моя толерантность требует, чтобы я не напрягалась - но всё равно что-то во мне шевелится. А ежели залезет на тот сайт кто-то менее терпимый? Вот за это их и не любят...
А насчёт пророчеств... сбываются они, честное слово. И Храм разрушен, и народ рассеян. Ну какой ещё есть такой народ, говоря серьёзно? Цыгане?
To Sarah Michelle Gellar:
Ну... да, в значительной мере пиар-ход.
Дело в том, что "настоящих" постмодернистов, людей, у которых мозги были так организованы, было не так уж много. У остальных осталось, в общем, на уровне приёмов. А приёмов и правда богато, и пользуются ими сейчас все кому не лень, а не только постмодернисты.
Думаю, что так называемый "новый реализм" тоже может выработать какие-то приёмы - хотя мне сложно представить себе, какие, потому что пока ничего нового в новом реализме я не вижу. Чем, например, не Гюисманс? Но я понимаю, надо читать сами книги, а не критику. А не хочется, честно говоря - разве что мне конкретно кто-нибудь присоветует книгу, на которую не жаль потратить время.
Но вообще-то книги не изображают нашу реальность, а строят новую. Очевидный пример: авторы не фиксируют разговорную речь, а подражают ей. Зафиксированную на письме более-менее точно разговорную речь невозможно читать. Точно так же с другими фактами действительности. По воле автора или вне её, книга создает новый мир. Будет он интересен или нет - зависит от того, чего читатель ждёт от книги, а ждёт-то он совсем другого, чем от жизни, вот в чём парадокс! (Поэтому так популярны формульные повествования...) А всякая буковщина, которая тоже популярна - это очень насыщенные тексты. Даже на уровне лексики. Мы так не говорим и не думаем.
Да, это обработано - но эта не та обработка, которая была раньше. Это спонтанное такое письмо. Подозреваю, что современная лирическая проза пишется быстро - потому что я знаю, что современная лирическая поэзия в основном пишется быстро.
Для современного поэта главное - хорошо подвешенный язык, то, что он пишет, может быть совершеннейшая чушь при пристальном чтении, но никто его пристально читать не будет, потому что люди торопятся, и стихи им нравятся, потому что красиво и трогательно. Это такой же реализм, как я автомеханик, конечно. Примерно такой же обработке пчела подвергает нектар, но никто не назовёт мёд нектаром.