Не особо поняв, о чем вы спорите, я, тем не менее, не останусь в стороне.
Замечу сразу, что не следует так буквально понимать столь сильную в своей метафоричности фразу Ницше. Использемые в его произведениях образы и символы следует воспринимать аллегорически, то есть использовать подход сродни христианскому толкованию Библии, коль скоро "Так говорил Заратустра" - "библия Ницше". Поэтому, конечно, бессмысленно рассуждать по поводу фраз типа
В том смысле, что любую чистую вещь можно популяризовать, а как следствие - загрязнить.
,
так как это по указанной причине нельзя выводить из приведенной фразы Ницше. Попробуйте в такой манере растолковать приводимый ниже отрывок...
Я не думаю, что такое допущение правомерно. Например, половина претензий к христианству у Ницше предъявлена как раз к его слепой массовости, причем это претензии к такому христианству, которое даже христианством не является. То есть речь, собственно, идет не более чем о массовой культуре, моде, повальном увлечении.
Тут следует заметить, что слепая массовость христианства имеет двойственную природу. С одной стороны, это мода и повальное увлечение, как, например, в США, где никто к этому серьезно не относится, а церковные обряды и таинства превращаются в простую формальность, теряя всякий первоначально заложенный в них смысл. Короче, роль священников и духовных наставников теперь там играют психологи, заняв нишу, освобожденную религией. Но это еще ладно. Куда больше меня волнует и, надо сказать, даже бесит другая сторона этого явления, а именно, присущая слепой вере фанатичная одержимость, которая запятнала и продолжает пятнать историю христианства (и других мировых религий), при этом указанное явление, бесспорно, имманентно даже самой чистой христианской вере в лучших ее проявлениях, так как она все равно ориентирована на массовое сознание. Я уже приводил на этот счет точку зрения Юнга в теме "Зачем нам Бог?" (
http://noblit.ru/forum/index.php/topic,135.45.html).
Подобные явления, по сути своей весьма далекие от христианства, имеют место прямо в наши дни, о чем неоднократно сообщают информационные агенства. (
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=158&Itemid=). Такая же тенденция имела место и на этом форуме, что, кстати, и привело к созданию темы "Зачем нам Бог?".
Сам Ницше признавал на себя влияние христианства (как пишет Ясперс: "его мысль выросла из христианства под воздействием христианских же импульсов"), но его путь состоит в том, чтобы освободиться от такой массовой культуры, перешагнуть через нее.
Что касается Ницше, то он в самом начале своего "Заратустры" показывает, что пророку бесполезно обращаться к толпе, тем самым отвергая принципиальную апостольскую установку на массовую проповедь. Более того, Ницше недвусмысленно сравнивает народ с трупом и смею предположить, что та вонь, о которой сказано в приведенной вначале цитате, - ни что иное как вонь могил! По этому поводу приведу полный фрагмент из его книги:
Долго спал Заратустра, и не только утренняя заря, но и час
дополуденный прошли по лицу его. Но наконец он открыл глаза: с
удивлением посмотрел Заратустра на лес и тишину, с удивлением
заглянул он внутрь самого себя. Потом он быстро поднялся, как
мореплаватель, завидевший внезапно землю, и возликовал: ибо он
увидел новую истину. И так говорил он тогда в сердце своем:
"Свет низошел на меня: мне нужны спутники, и притом живые,
-- не мертвые спутники и не трупы, которых ношу я с собою, куда
я хочу.
Мне нужны живые спутники, которые следуют за мною, потому
что хотят следовать сами за собой -- и туда, куда я хочу.
Свет низошел на меня: не к народу должен говорить
Заратустра, а к спутникам! Заратустра не должен быть пастухом и
собакою стада!
Сманить многих из стада -- для этого пришел я. Негодовать
будет на меня народ и стадо: разбойником хочет называться
Заратустра у пастухов.
У пастухов, говорю я, но они называют себя добрыми и
праведными. У пастухов, говорю я, но они называют себя
правоверными.
Посмотри на добрых и праведных! Кого ненавидят они больше
всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя,
преступника -- но это и есть созидающий.
Посмотри на правоверных! Кого ненавидят они больше всего?
Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя,
преступника -- но это и есть созидающий.
Спутников ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и
не верующих. Созидающих так же, как он, ищет созидающий, тех,
кто пишут новые ценности на новых скрижалях.
Спутников ищет созидающий и тех, кто собирал бы жатву
вместе с ним: ибо все созрело у него для жатвы. Но ему
недостает сотни серпов; поэтому он вырывает колосья и негодует.
Спутников ищет созидающий и тех, кто умеет точить свои
серпы. Разрушителями будут называться они и ненавистниками
добрых и злых. Но они соберут жатву и будут праздновать.
Созидающих вместе с ним ищет Заратустра, собирающих жатву
и празднующих вместе с ним ищет Заратустра: что стал бы он
созидать со стадами, пастухами и трупами!
И ты, мой первый спутник, оставайся с благом! Хорошо
схоронил я тебя в дупле дерева, хорошо спрятал я тебя от
волков.
Но я расстаюсь с тобою, ибо время прошло. От зари до зари
осенила меня новая истина.
Ни пастухом, ни могильщиком не должен я быть. Никогда
больше не буду я говорить к народу: последний раз говорил я к
мертвому.
К созидающим, к пожинающим, к торжествующим хочу я
присоединиться: радугу хочу я показать им и все ступени
сверхчеловека.
Одиноким буду я петь свою песню и тем, кто одиночествует
вдвоем; и у кого есть еще уши, чтобы слышать неслыханное, тому
хочу я обременить его сердце счастьем своим.
Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через
медлительных и нерадивых перепрыгну я. Пусть будет моя поступь
их гибелью!"
Позиция Ницше - сугубо индивидуальная, элитарная, о чем также говорит и Юнг:
"Великие религии — это психотерапевтические системы, которые являются посохом для всех, кто не может устоять на своих ногах, то есть для большинства".
Мне еще в связи с этим приходит на ум замечательный принцип алхимии:
"Наше золото - не золото черни!".
Далее, слова поэта:
"Если Бога ищу я вовне, ждет меня его мщение,
Только внутри себя можно найти спасение".
(Angelus Silesius, Samtliche Poetische Werke, ed. Held, I, p. 162).
Я полагаю, что именно это и имел в виду Ницше, когда возвещал смерть Бога (как чего-то внешнего по отношению к человеку).
Еще некоторые цитаты на эту тему:
Андреас Розенкрейцер в качестве эпиграфа к своей "Химической Свадьбе", использовал следующее изречение: "Тайны, ставшие достоянием толпы, тускнеют и утрачивают свое благородство. А потому не мечи бисер перед свиньями, не протягивай букет роз ослу".
"Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно
навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в
свою пустыню." Ницше, Так говорил Заратустра.
"Бог становится "мной", надевая человека личину,
Я был до него — вот этому причина!". Ангелус Силезиус.
Так что Ницше далеко не первый, кто провозглашал строго элитарный подход к религии. Сначала были гностики с алхимиками (с целой вереницей сектантов и масонов), причем последние научились опытом первых и выражались крайне туманно, чтобы не быть обвиненными в ереси.