Автор Тема: 2006 - Орхан Памук - "Белая крепость"  (Прочитано 25141 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
«Белая крепость» - книга, с которой я решил начать знакомство с Орханом Памуком. Выбрал именно ее из-за маленького размера – всего 150 страниц достаточно крупным шрифтом. Благо, его книг сейчас в каждом магазине много – издательство «Амфора» позаботилось заранее о том, чтобы не терять прибыль и на волне новости о вручении Нобелевской премии продать как можно больше.

«Белая крепость», как мне показалось, задумывалась автором как книга психологическая, но лично до меня его задумки дошли в весьма блеклом виде.
Что порадовало – книга написана в классической манере, без особых шокирующих сцен, без навязчивого желания выделиться, без особых признаков постмодернизма, то есть «так, как делали раньше». И очень приятно, что современная наша рыночная экономика может при должном толчке выбросить такую книгу на прилавки, по достаточно большой цене, в большом количестве и обеспечить при этом большой спрос. Вот это – основное, что меня порадовало.

Само же содержание книги, на мой взгляд, достаточно серое. Конечно, автор обладает приятным слогом, в том смысле, что в книге нет затянутых сцен. Не смотря на то, что сюжет не сильно интересен, читается все легко.

Краткий пересказ таков: главный герой – венецианец – попал в плен к туркам, он немного разбирался в науке (в масштабах 1500-х годов) и его то ли продали, то ли подарили человеку – турку. Новый хозяин – главная загадка книги. В нем сочетается множество, казалось бы, несовместимых, качеств. Он порой не уверен в себе, мечтателен, легко увлекается, местами придается апатии, считает остальных глупцами, не желающими ничему учиться, иногда гордится собой, иногда боится себя, иногда насмехается над европейской культурой, иногда, напротив, робко интересуется у главного героя, как протекала жизнь в Венеции. И эти качества постоянно видоизменяются, наслаиваются и обретают новые грани. Но больше всего запутывает, что когда у этого хозяина – Хаджи – проходит очередной этап, например, страха перед охватившей Стамбул чумой, он смеется и гордо говорит главному герою, что он на самом деле не боялся, а просто проверял того на прочность.

Психологизм же должен, по задумке Орхана Памука, заключаться во взаимопроникновении Хаджи и его раба. Они обучают друг друга жизни, несколько раз меняются местами, сплетаются душами, обмениваются характерами, выглядят одинаково и этот постоянный танец продолжается всю книгу.
Думаю, что автор реализовал то, что хотел и так, как хотел. Однако, сама задумка мне показалась не особо сильной. Закончил я читать книгу без особых эмоций.

В заключении хочется сказать, что книгу я рекомендую к прочтению, так как литература, бесспорно, качественная, но ждать тот нее гениальных мыслей не стоит. Приятно скоротать два вечера после работы, чем я собственно и занимался. Что касается остальных книг Памука, то однозначно я буду их покупать и читать, так как, на мой взгляд, мастерство автора не выражено полностью при использовании такого экстравагантного сюжета.
« Последнее редактирование: 21.03.2007, 14:38:07 от Bacek »

Оффлайн Владимир

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 54
  • Рейтинг: 5
    • Просмотр профиля
Белая крепость - превосходно написанный и интересный роман. Правда относится он к такому разряду книг, которые производят впечатление исключительно в процессе прочтения; отложил книгу – эффект довольно быстро проходит. Лучшим и, что называется, наиболее глубоким и внушительным романом Памука, на мой взгляд, является Снег. Погружаясь в атмосферу "снежного" повествования ещё долго находишься под влиянием прочитанного. Вот это-то роман и советую прочесть. Еще "Черная книга" очень неплоха. Роман «Меня зовут красный», являясь ранним произведением (если мне не изменяет память) в творческой деятельности Памука, менее всего интересен.
They say it’s the last song
They don’t know us, you see
It’s only the last song
If we let it be

LARS VON TRIER. Dancer In The Dark

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Спасибо за совет, значит буду следующей из его книг читать "Снег". А что касается "Белой крепости", то действительно, она приятная только пока читается. Но совершенно не понимаю. о чем писал автор? Вы лично понимаете? Может нам просто не близка совсем эта тема, что мол туркам все тыкают, что они не европейцы?  ;)

Оффлайн Владимир

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 54
  • Рейтинг: 5
    • Просмотр профиля
От темы "турецкого вопроса" я постарался абстрагироваться при чтении, поскольку действительно сильно сбивает её, так скажем, неприятие, вернее непонимание с точки зрения человека русского. В "Снеге" же "турецкие мотивы" прослеживаются ещё ярче и более неподвластны пониманию того, кто далек от их культуры. В частности, в "Снеге" многое закручено вокруг проблемы "открытия головы" турецкой женщиной - естественно, нам этого всецело не понять. Однако! Помимо таких культурных диссонансов в романах Памука (как в первом, так и во втором из обсуждаемых) очень много универсальных психологических тонкостей, которые-то и делают его романы привлекательными, помимо стиля написания, который, безусловно, хорош. "Белая крепость" - во многом роман о поиске человеком себя, о том, как понять, что ты собой представляешь. Как узнать, на что ты лично способен. Чего ты в конце концов стоишь. Герой встретил своего двойника и эти вопросы встали перед ним особенно остро. Практически с самого начала, как герой уведел двойника, я заподозрил, что они в какой-то момент книги обязательно поменяются местами. Это может выражать множество различных мыслей - простор для рассуждения неисчерпаем. В Снеге этого простора ещё больше и затрагивает он великое множетсво тематик. к тому же, сюжет в книге сам по себе интересен. И всё-таки я советую при чтении, что называется, "не запариваться" над исключительно турецкой тематикой, потому что можно пропустить очень важные и интересные моменты. 
They say it’s the last song
They don’t know us, you see
It’s only the last song
If we let it be

LARS VON TRIER. Dancer In The Dark

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Спасибо за полный ответ. Скажите, Вы поняли личность Хаджи? Какой-то человек противоречивый. То он боится всего, то неуверен в себе, то, напротив, агрессивен, потом говорит, что он специально изображал страх, чтобы проверить малодушие главного героя и пр.  Ту часть, которая относится собственно к "науке", я понять могу - очень похоже на то, как я загораюсь какой-то идеей, видя в ней только результаты и стараясь как можно дольше оттягивать монотонный и скучный процесс ее достижения. Не знаю, в книге, конечно, много интересных моментов и читается она абсолютно легко и приятно, но мне кажется, что до уровня известных предыдущих лауреатов (Маркес, Хэммингуэй, Махфуз), Памук не дотягивает.

Оффлайн Владимир

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 54
  • Рейтинг: 5
    • Просмотр профиля
Спасибо за полный ответ. Скажите, Вы поняли личность Хаджи? Какой-то человек противоречивый. То он боится всего, то неуверен в себе, то, напротив, агрессивен, потом говорит, что он специально изображал страх, чтобы проверить малодушие главного героя и пр. 
В том-то всё и дело, что здесь вопрос не столько в том, кто такой Хаджа, сколько в том, кто такой главный герой. Хаджа - это во многом даже не личность сама по себе. Так же как и герой без Хаджи не может восприниматься полноценно в определенные моменты и в определенных вопросах. Тут всё дело в поиске себя, а всё остальное - инструмент, в том числе и личности других людей. В случае с героем, Хаджа - неотъемлимый элемент/инструмент познания самого себя, во многом выходящий за рамки в обычном восприятии человеком других. Таков и сам герой по отношению к Хадже. Он не менее противоречив, на самом деле, - просто для него это проявляется в иноых качествах. 

Не знаю, в книге, конечно, много интересных моментов и читается она абсолютно легко и приятно, но мне кажется, что до уровня известных предыдущих лауреатов (Маркес, Хэммингуэй, Махфуз), Памук не дотягивает.

С этим я, безусловно, согласен. Вообще, вопросы вручения Нобелевской премии, хм... такой, знаете, щепетильный вопрос и в последнее время во многом касается политики. Я тут уже высказался по этому поводу в качестве комментария к теме в форуме "Памук сбежал"
They say it’s the last song
They don’t know us, you see
It’s only the last song
If we let it be

LARS VON TRIER. Dancer In The Dark

Оффлайн Diskaveri

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 4
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: 2006 - Орхан Памук - "Белая крепость"
« Ответ #6 : 16.08.2010, 18:13:07 »
Памук один из лучших стилистов которых читал, а читал я немало. Но великих, глубоких мыслей и эпизодов у него действительно мало.

 

Яндекс.Метрика