"Лолита" - поразительная книга. И дело, конечно, не только в словах (изумительная "форма", совершенный "стиль" - за что его абсолютно заслуженно хвалят), а именно в содержании.
Потому что, если вдуматься, это одна из самых страшных историй в мировой литературе и, безусловно, самая пронзительная из придуманных Набоковым. История о невероятной жестокости одного человека к другому, о безответственном эгоизме главного героя, который сломал жизнь ребенку.
При этом самое страшное, что Гумберт Гумберт - не маньяк, не сумасшедший "Коллекционер" и не фанатик. Как раз наоборот: он герой в остальном положительный - на сто голов выше вульгарного мещанского окружения. Набоков показал, на какую жестокость способен человек незаурядный, одаренный воображением, чуждый пошлости, хорошо понимающий людей, чувствующий интеллектуал и эстет, возможно, один из лучших представителей своего поколения - как он способен становиться одержимым, равнодушным и страшным.
Такого глубокого погружения во внутреннюю природу жестокости - нужно поискать. Ведь эта тема (причем внутренней жестокости - гораздо реже, чем внешней по отношению к человеку) - вообще ключевая для литературы ХХ века. А Набоков нашел для нее максимально выразительную и смелую форму - историю погубленного ребенка. И при этом создал достаточно странную атмосферу невозможности однозначной нравственной оценки. К тому же еще и заставил миллионы проглотить такой непростой шедевр
Ну и, конечно, в игры, которые предлагает Набоков, всегда интересно играть. Я, например, с большим удовольствием обнаружил, что структура "Лолиты" списана с "Поисков утраченного времени" Пруста - детская любовь, пленница, беглянка - всё в формате воспоминаний на смертном одре