Но откроем книгу. Ваш AriesArise - не турок и в Турции не был. Я понял, что турецкие проблемы поднимаются в романе довольно ощутимо и своеобразно, они играют заметную роль, и, возможно, автор очень много сделал для турецкого самоанализа в этой области. Но меня эта тема почему-то не тронула. И эпизоды, когда автор подробно указывает, куда он ведёт своего героя, также казались мне любовным описанием автора, задерживающегося на близкой для него теме. Но не для меня.
В целом роман затянут. Сюжета мало на данное количество страниц. Турецкие реалии, «мечты» прошли мимо меня. Атмосфера создана мастерски, но часто она перетекает сама в себя, вязнет в многочисленных перечислениях, с удовольствием задерживается у тех же национальных реалий.
Статьи Джеляля, вокруг которых так много вращается - слишком много - через некоторое время начинают вызывать вопросы. Это что же, человеку интересно много лет, постоянно писать такое, не переключаясь на другие темы, ловко тасуя колоду о две масти - личные ассоциации и фантазмы? И что это за газета? Никогда не видел газету под названием «Радость интроверта». Что это за страна, где такие статьи вызывают фурор, чуть ли не общенациональное идолопоклонничество? И, в конце концов, зачем их столько? Чтобы читатель заподозрил влияние журналистского стиля на весь роман?
Пора и об одной из основных тем книги - самоосознании и самореализации. Я ждал интересных мыслей, глубокого инсайта на эту тему. Кажется, их заменяет пост-Борхесовская (да, таки проглядывает в щели) вялая мистичность. А герои кто? Журналист, которого глупо убили и легко заменили? Центральный персонаж Галип, который всё время текста старается обратно прилепиться к отлепившейся жене и вообще не кажется очень самостоятельной личностью? По-моему, он с удовольствием встревает в эту авантюру, поскольку ему нечего делать. В нём так же много пустот, как и в романе.
Не буду долго разводить жалобы. Автор, безусловно, талантливый человек. Но. Явна попытка посадить современные западные литературные тенденции в местную почву. Растут они плохо. Периодически мне было скучно читать, и я откладывал книгу. Глубоких общечеловеческих мыслей, нового взгляда на проблему самоосознания я не нашёл. Концовка ничего не добавила, ничего не подытожила и уже успела забыться. Мягкая приятная мелодия на одном инструменте, которую можно не всё время слушать и которая расслабляет вас, давая отдых перед серьёзными делами. А если вы ещё будете одновременно читать что-то вроде Herman Wouk’s The Caine Mutiny, минималистическая вялость «Чёрного романа» будет особенно заметна. И близко не вижу здесь Нобелевки. Может, другие книги у него лучше? Буду рад ознакомиться с вашими мнениями.