Хавьера Мариаса вычеркиваю. Прочел его роман "Белое сердце", читаю "В час битвы завтра вспомни обо мне". В этих двух произведениям он пытается воскресить идеи Шекспира и наложить на современный мир. В первом "Макбет", во втором "Король Ричард III". В первом идеи о браке попахивают неким пуританизмом. То есть, когда герой женился, звучит вопрос "Что дальше?" Такой вопрос может звучать в случае встреч мужчины и женщины, но не сожительства, затем следует свадьба и совместная жизнь. Несомненно брак важная ступень в жизни, но не самоцель. Цель жизни реализовать себя, неважно в чем: дети, работа, бизнес, семья, искусство. Современные люди во многом успевают пожить другом с другом, притереться, присмотреться, поэтому такой вопрос вряд ли возникнет. Идеи монархизма и властолюбия в романе "Белое сердце" согласен довольно современны, исследование ирреальности смерти в "В час битвы завтра вспомни обо мне" не новы, но актуальны. Философия изменяющегося времени также не нова. Остается стиль и форма. Стиль несомненно хорош, эпитеты, повторения, хороший язык (правда не знаю как в оригинале, все-таки переводная проза). "Белое сердце" напоминает мозаику или паззл: эпизоды, складывающиеся в процессе повествования, выливаются в некую единую идею, при чем выстраиванием этих частей Мариас в конце занимается сам (в "Белом сердце", второй роман пока не дочитал), а это в свое очередь не оставляет читателю самостоятельных мыслей по выстраиванию единой картины. Послевкусия практически никакого. Возможно я слишком критичен и по трем романам, переведенным в России судить о писателе нельзя, все-таки Райх-Райницкий утверждал, что именно "Белое сердце" есть тот роман, благодаря которому писателя следует выдвинуть на Нобелевскую премию по литературе.