Смотрела на днях "Солярис" в третий раз, после долгого перерыва. На удивление неоднозначное впечатление.
С одной стороны, фильм безумно красивый, концовка по-прежнему потрясает и т.д. С другой стороны, очевидна трафаретность и неестественность образов.
MaKS предположил, что персонажи фильмов Тарковского являются носителями идей, которые не совпадают с мнением автора, иными словами, что фильмы Тарковского - полифоничны, как говорил Бахтин. Вот в том-то и дело, что не сложилось у меня подобного впечатления. Скорее противоположное сложилось.
Общение персонажей поставлено на оппозициях, причём каждый раз видно, которая из сторон, по мнению Тарковского, права. То есть это классические диалоги, в которых одна сторона является голосом автора, а вторая в качестве оппонента (заведомо несимпатичного) помогает автору раскрыть свои мысли. Примечательно, что присутствующие при диалоге другие персонажи кажутся статистами. Пример: когда Сарториус во время сцены на дне рождения Снаута оскорбляет любимую (!) Крисом Хари, Крис спокойно сидит и пьёт вино. А как насчёт морду набить?
Нельзя, потому что сейчас происходит диалог Хари и Сарториуса, остальные - подвиньтесь пока.
Ещё одно наблюдение. Для Тарковского важны, видимо, только его идеи, а что там думают персонажи - вторично. Поэтому Крис, находясь на Земле, занимает одну позицию (очень жёсткую по отношению к Солярису и контакту), а прибыв на Солярис, сразу же (ещё до всякой Хари!) начинает говорить прямо противоположные вещи. Потому что "жёсткую" позицию - противоположную позиции самого Тарковского - на Солярисе занимают Снаут и Сарториус, так что теперь автор=Крис.
Конечно, будучи, по сути, марионетками, персонажи не могут иметь сколько-нибудь реалистичного характера, тем более данного в развитии. Выглядят они весьма странно, как в картонном театре. Люди так не говорят! Не ходят! Не думают!
А удивляюсь я, как раньше меня это не раздражало... В общем, лежит у меня в коробке "Жертвоприношение" (смотрено один раз, тоже давно, впечатление скорее положительное). Стоит пересматривать или тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман?
А "Рублёв", уверена, понравился бы и теперь. Жаль, что когда его в начале апреля крутили, замоталась и забыла.
P.S. Свеча в невесомости, будучи неподвижна, потухнет, а если её двигать, пламя будет направлено в сторону, противоположную движению. А не вверх, как бы это ни было красиво.