Автор Тема: 1969 Сэмюэль Беккет - Мэлон умирает  (Прочитано 18482 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1230
  • Рейтинг: 57
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Лиричный монолог умирающего Мэлона продолжает беккетовские темы идентичностей, проблемы коммуникации, абсурдности существования, отношения Я и Другого, деформации личности во времени.

Первая ассоциация, которая может возникнуть, это тематическая перекличка с фильмом Жако ван Дормеля "Господин Никто" (возможно режиссер читал Беккета). Пожалуй, интересно рассмотреть произведения в сравнении.

Мэлон и Немо (Никто) - умирающие старики, вспоминающие какие-то отдельные эпизоды жизни. Но если персонаж ван Дормеля представляет свою жизнь как несколько альтернативных идентичностей, существующих возможно в параллельных измерениях, а возможно это всего лишь представления того, что могло быть, то в романе Беккета идентичности, а вернее изначально одна, но изменяющаяся во времени, представлены в виде некоего Другого - в детстве Сапо, в зрелом возрасте Макман, в старости некто очень похожий на самого Мэлона и лежащий также на больничной койке. В воспоминаниях Немо есть место любви, у Мэлона - нет. Жизнь последнего представлена как серия малопримечательных событий, в которых нет ничего, кроме никчемного повторяющегося существования. А существовала ли другая жизнь? Мы верим, что одна из жизней Немо могла существовать в реальности, но у Мэлона есть только здесь и сейчас, нет в прошлом (будем считать, что Мэлон проецирует свое прошлое на Другого существовавшего или нет) ничего, что могло бы навеять счастливые воспоминания. И даже любовь, которой не было в молодости, дана старому Макману как некая мимолетная иллюзия, полная гротеска и черного юмора (кстати, одна из самых сильных сцен - сцена любви Молл и Макмана, а зуб с распятием Иисуса и распятия разбойников в ушах вообще гениальная находка). Если в Моллое Беккет великолепно жонглировал идентичностями, то здесь они представляют некое аморфное существо перетекающее из одного в другого (Сапо в Макмана, Макман в Мэлона, Молл в Лэмюэля). Как итог слияние Я и Другого (а был ли Другой? похожий момент был в пьесе "Не Я": "что?… кто?… нет!.. она!").
« Последнее редактирование: 19.09.2014, 09:13:31 от sibkron »
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

 

Яндекс.Метрика