Нужно определиться с тем, что собой представляет её литературная деятельность. У неё интересный метод - сбор и обработка живых свидетельств, устная история, личная и коллективная история-память, со всеми наслоениями и аберрациями, каковые ей присущи. Нашла жилу - факт. Сосредоточилась на самых болезненных точках (я не хочу о них знать, но в любом случае они должны были быть проговорены и зафиксированы, поскольку в России официальная история - девка панельная, там ничего кроме лжи не было и нет, разгребать и разгребать еще эти кучи вранья, пафоса, натяжек, идеологической брехни и т.п.) - безусловно. Нашла, психологически смогла выудить информацию, записала, скомпоновала документальную прозу - ок, сделано не без таланта. Некоторым образом это расширяет рамки Нобеля по литературе, не желаю ничего больше слушать про то, что, мол, нельзя давать его эссеистам и т.п., можно и нужно. Собственно литературного творчества там не замечено - ограничения жанра.
Конъюнктурность премии именно ей в этом году - зашкаливает, а это лишний раз подтверждает соображение о том, что они там "тянут лямку" (ха!), ориентируясь и чутко отлавливая внелитературные ритмы, что сдвигает премию к норвежской по миру, то есть в область спорности и субъективности.
Интервью и высказывания лучше не читать - дури она несет предостаточно.