Если не брать новые произведения, о которых я подробно писал в "Урале", то из отечественной словесности я прочитал:
1. Александр Терехов "Немцы". Осталось самое яркое и приятное впечатление от этой книги, возвратившее веру в обличительную силу слова. Считаю необходимым изучать этот роман в 11 классе.
2. Михаил Шишкин "Письмовник". Проза очень качественная, читается легко и приятно, но как-то трудно локализовать замысел автора в мировых координатах. Любимой у меня эта книга у меня не стала и не станет, но новую книгу Шишкина тоже куплю.
3. Мариам Петросян "Дом, в котором...". Самобытный объемный роман и детях-инвалидах (слово инвалид не произносится ни разу). Оригинальная задумка, видно, что книга писалась очень долго, читая, будто обои со старой стены обдираешь - интересное ощущение. Нестандартность, мистика - все прилагается в оптимальном объеме. Оцениваю высоко.
4. Андрей Геласимов "Степные боги". Заинтересовался в связи с японской темой. Хорошая книга, но уровень, на мой взгляд, средний. Тема - лето 1945 на советском востоке. Готовится разгром Квантунской армии. Такие книги однако важны для сохранения памяти об истории страны и людях прошлых поколений.
5. Марк Агеев "Роман с кокаином". Образец прозы старинного покроя с выдержанным, как у виски, вкусом. Тема - юнгианство и достоевщина в революционное время. Понравилось психолого-психиатрическое заострение проблематики, ну и сам стиль, конечно.
6. Марина Палей "Хор", "Рая & Аад". Нидерланды и Россия - с максимальным цинизмом. Отточенная, чувственная проза, где цинизм скрывает ужас перед европейской цивилизацией. Впрочем, и российская не воодушевляет. Нетолерантная проза, почти в восторге.
7. Евгений Водолазкин "Лавр". Произвел ужасное впечатление своей дешевой, совершенно неорганичной игрой с анахронизмами. Примитивизм религиозного послания удручает. Как житие - тоже примитивно, приключений здесь нет.
Из иностранной литературы:
1. О Чонхи, сборник рассказов. Рассказы как рассказы, но учитывая, что автору было лет 20-22 в момент создания, производит хорошее впечатление. Вполне могла бы получить премию вместо Манро. В том смысле, что Манро ничем не лучше.
2. Нацумэ Сосэки "Сансиро", "Затем", "Врата". Сразу чувствуется классический уровень. Неспешная, рефлексивная японская проза, создающая умиротворяющее настроение, хотя темы ее не всегда приятны.
3. Такидзи Кобаяси "Избранное". Повести японского молодого писателя-социалиста, убитого имперской охранкой в 30 лет на волне националистической истерии. Содержание примитивно левое, но берет за душу искренностью и верой в социалистические идеалы.
4. Донна Тартт "Тайная история". Высококлассная американская проза. Американцы, даже юные, которых трудно воспринимать вне кока-колы и MTV, оказывается, тоже могут стремиться в мир подлинной мистерии. Но проходит у них это не так гладко, как им представлялось.
5. Саке Комацу "Гибель Дракона". Твердая японская НФ о гибели Японии. Много науки, характеры куцые, сюжет не особо интересен, дисбаланс в этой прозе очевиден. Бросил на половине.
6. Кобо Абэ "Совсем как человек". Как говорится, почувствуйте разницу. Блестящая повесть о важной для творчества Кобо Абэ проблеме - что значит быть психом и что значит быть нормальным? Читается на одном дыхании. Практически шедевр.
7. Элис Манро "Слишком много счастья". Bibliographer все сказал.
Нон-фикшн. Интересовался только Японией.
1. Мещеряков "Император Мэйдзи и его Япония". Фундаментальный труд на обозначенную тему. Информации очень много, но усваивается легко.
2. Рут Бенедикт. "Хризантема и меч". Пространное исследование структуры японского долга американским антропологом.
3. Спеваковский "Камикадзе. "Божественный ветер в истории Японии". Высказался
здесь.
Также прочитал ряд детективов Эдогавы Рампо, Сэйси Ёкомидзо и Сэйтё Мацумото, о чем написал подробную
статью. О прозе молодых китайских писателей высказался на том же ресурсе
здесь.