Автор Тема: 1955 Халлдор Лакснесс - Возвращенный рай  (Прочитано 14082 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Исландец Стейнар живет на хуторе Лид. У него есть жена, дочь и сын. Хутор очень беден, но Стейнар мастер на все руки, способный сделать все что угодно. Особенно ему удается каменная изгородь, которую он делает из камней, осыпающихся с гор на его участок. Однажды у него уродилась очень красивая лошадь. Поглядеть на нее набежали приятели Стейнара, хотя и неравные ему по социальному статусу. Среди них судья и его поверенный Бьерн. Они хотят выкупить у него лошадь, но Стейнар отказывается. А все потому, что он хочет презентовать ее датскому королю, когда тот окажется в Исландии. Так он и поступает. В ответ датский король приглашает его к себе в Данию. Стейнар для этого визита мастерит хитроумную шкатулку из красного дерева, которая открывается цифровым кодом. В Дании он дарит ее королю. В ходе этого путешествия Стейнар знакомится с мормонским епископом, который рассказывает ему о том, что в Америке в Юте мормоны построили рай на земле. В Исландии епископу пришлось несладко, его так и не норовили избить. Никому не нравилась мормонская практика многоженства, а также крещение погружением в воду взамен окропления. Но Стейнара ему убедить удалось, и тот, забыв о семье и хозяйстве, отправился в Америку. Там он увидел рай на земле. Мормоны превратили пустыню в цветущий край, у них вдоволь еды и жилья, и все живут в труде и мире. Стейнар становится каменщиком. Он изготавливает кирпичи и строит дома. Тем временем на родине происходят важные события. Поверенный судьи Бьерн из Лейрура, занимающийся продажей лошадей, повадился использовать выгон Стейнара как перевалочный пункт. Так его лошади фактически уничтожили землю. Кроме того, он стал оставаться на ночь в его доме, причем в кровать ложился вместе с его дочерью. Она естественно забеременела, причем никто не понял, как это произошло. Дочь Стейнара не могла припомнить никаких контактов с Бьерном. Состоялся даже суд в целью установления отцовства, но он стал выглядеть как фарс, потому что из слов девушки выходило, что она забеременела непорочно. Позже мормонский епископ нашел семью Стейнара и вывез ее в Америку, правда, жена Стейнара во время поездки погибла. В Юте семья воссоединяется, но у мормонов свои проблемы - власти США объявили против них настоящую войну. Стейнар возвращается в Исландию, находит свой хутор и, обнаружив, что изгородь прохудилась, принимается ее подправлять.

В этой книге Лакснесс остается верен своей главной теме и продолжает исследовать национальный исландский характер. Стейнар из Лида воплощает сам дух простого народа Исландии. Это человек труда, причем совершенно нежадный. Последнее обстоятельство приобретает у писателя поистине мифические черты. Крестьянин Стейнар патологически отказывается от денег, даже когда ему их предлагает за работу. Максимум, что он может принять от другого человека, - это кружку кофе, но только одну и только если она предложена от чистого сердца. Ему не нужно ни золота, ни серебра, ни меди. При этом он почитает верховную власть и искренне хочет сделать подарок королю Дании. Мыслей о том, что Исландия должна быть независимой, у этого простого человека не возникает. То, что он увлекается идеями мормонов, выглядит несколько двусмысленно. С одной стороны, он искренен в своем новом увлечении, с другой, он довольно безответственно покидает свою семью, оставляя ее на произвол судьбы, когда отправляется в Америку с целью узнать, есть ли рай. Да и сами мормоны показаны как-то однобоко. В чем вообще их отличие от христиан? Судя по книге Лакснесса, только в многоженстве и обряде крещения. И если дело только в этом, то выглядит странно рвение мормонов в том, что касается защиты истинной веры от еретиков, ведь разница в этих конфессиях несущественна. Непонятно, симпатизирует ли сам писатель мормонам. Скорее всего да, во всяком случае, в отношении к ним у нет той иронии, какая есть в отношении к исландцам. Ведь исландцев он устами судьи (решившего купить английский траулер, вылавливать больше рыбы и захватить рынок, оставив рыбаков на весельных лодках ни с чем) называет ленивой нацией, которая проводит время за чтением древних саг в ожидании хорошей погоды для рыбалки. Подобной критики мормонов, даже очень мягкой, у Лакснесса нет. Наоборот, мормонский епископ показан отчасти жертвой невежественных исландцев, не готовых воспринять новую веру. Впрочем, "Возвращенный рай" нельзя назвать и излишне религиозным произведением. Религия мормонов здесь играет скорее роль фона, веяния времени, мимо которого, изображая ту эпоху, просто нельзя было пройти. Центральным в книге все же остается дух несгибаемого исландского крестьянства, которое при должном трудолюбии способно само всем себя обеспечить, что и показывает пример Стейнара из Лида. 
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

 

Яндекс.Метрика