Автор Тема: 1924 Владислав Реймонт - Земля обетованная  (Прочитано 10217 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 618
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Масштабный и объемный роман «Земля обетованная» польский писатель Владислав Реймонт закончил к 30 годам. До этого он уже опубликовал один роман и ряд рассказов. «Земля обетованная» дает широкий срез народившегося капиталистического общества города Лодзь, центра текстильной промышленности Польши середины и конца 19-го века. Главные герои этой книги так или иначе связаны с производством ткани. Это инжерены, фабриканты, банкиры, недавние крестьяне, ставшие богачами, и недавние богачи, ныне разорившиеся. Жизнь проходит на фабриках, коих в Лодзи десятки, в кабаках и на роскошных приемах, которые устраивают богатейшие промышленники. Все в этом обществе знают всех, и все всех ненавидят. В ходу сговоры, обманы, самоподжоги с целью получить страховку, неподъемные кредиты и откровенное сокрытие деловой информации. Каждый хочет стать богачом и готов для этого на все.
 
Главные герои книги – это талантливый инженер-поляк Кароль Боровецкий, техник-немец Макс Баум и еврей непонятного рода финансовой деятельности Мориц Вельт. Боровецкий пока работает управляющим на фабрике крупнейшего промышленника Бухольца, получает относительно неплохую для инженера зарплату, но мечтает о собственной фабрике. Его конкурентное преимущество – выдающиеся познания в инженерном деле. Он хочет совершить революцию в текстильной промышленности, но не хочет делиться идеями с Бухольцем и намерен работать на себя. В деревне, где у него остался отец, его ждет невеста Анка. Он еще не женат на ней, но уже использовал ее приданое, вложив его в строительство фабрики. Однако не похоже, чтобы он по-настоящему любил ее. У него были и есть любовницы, причем среди замужних женщин. От одной такой женщины у него даже появляется ребенок. Боровецкий – талантливый и в общем-то положительный человек. Он жесток в работе, не любит нищих и всецело поглощен своими замыслами. Наступает время строительства фабрики. Боровецкий работает день и ночь на пару с товарищем Максом Баумом. Третий приятель, Мориц Вельт, однако совершает предательство – желая на словах помочь Боровецкому, он в действительности способствует заговору предпринимателей города против него. Цель Морица – задушить недавнего товарища, отказать ему в кредитах и не дать развиться. Подобно всем лодзинским банкирам, хотя сам он вовсе не банкир, он считает, что революция, которую может принести это новое производство, городу не нужна. А когда фабрика уже построена, на ней возникает пожар и, возможно, за ним как раз стоит Мориц. Мир Боровецкого в одночасье разрушен. Он выбирает запасной вариант – разрывает отношения с Анкой, с которой и без того практически не общался, и женится на дочери крупного промышленника Мюллера, который сам заинтересован выдать дочь за талантливого инжерена Боровецкого. Так Боровецкий становится миллионером, распоряжающимся целыми фабриками. Боровецкий много работает, и его капиталы только растут. Однако со временем он замечает, что совершенно несчастлив. Он думал, что счастье в деньгах, а оказалось, что деньги лишь привели его к одиночеству. Он переосмысляет свою жизнь и решает заняться благотворительностью.
 
Капиталитический мир Лодзи у Реймонта уродлив и грандиозен. Из страницы в страницу он пишет о мощных паровых машинах, «электрических солнцах» и тысячах фабричных труб, устремленных в небо. С одной стороны, фабрики славят силу человеческого гения, подчинившего машины себе, с другой, приводят к катастрофическому расслоению общества. Лишь единицы в Лодзи обладают миллионами, подавляющее большинство – это нищие, приехавшие из деревни в города в поисках лучшей доли. В «Земле обетованной» много пронзительных сцен, описывающих весь ужас нищеты и чем-то напоминающих о Достоевском. Вот, например, семья приходит на фабрику просить компенсацию за погибшего на производстве кормильца. Мать с детьми умирают с голоду. Их сначала отфутболивают, потом гоняют по разным отделам, ибо никто не хочет ими заниматься. И вот лишь спустя какое-то время им выдают несчастные двести рублей. Нужно понимать, что на дворе 19-ый век, на фабриках нет понятия страхования жизни рабочих, отсутствует даже малейшая социальная защита. И вот уже богатый еврей Шая Мендельсон дает наказ фабричному доктору не тратить слишком много лекарств на увечных рабочих – это, мол, обходится слишком дорого. Одновременно эти же самые фабриканты регулярно устраивают пышные приемы, каждый раз намереваясь удивить публику новой мебелью или живописью. Шампанское льется рекой, атмосфера пропитывается лестью, тогда как дочки богачей изнемогают от скуки. Социальный контраст в романе очень силен. Когда одни едва сводят концы с концами, другие не могут найти применения деньгам, предпочитая лучше сорить ими, чем улучшить положение рабочих.
 
Кароль Боровецкий – жертва своего времени. Он, как и все, одержим деньгами, однако его отличает стремление заработать их своим трудом. Он не таков, как Мориц Вельт, ищущий как заработать на других, или как второстепенной персонаж Стах Вильчек, некогда целовавший руку отцу Боровецкого, а теперь заработавший сорок тысяч на том, что он за бесценок купил участок, примыкающий к фабрике одного промышленника, а потом, когда промышленнику пришло время расширяться, он был вынужден купить его за запрошенную Стахом Вильчеком баснословную цену. Нет, Боровецкий человек дела. Он оптимист и рационалист. Даже женщинам он не дает отвлечь себя от работы. Однако желанные миллионы оборачиваются для него трагедией. Хотя он вовсе не добрый филантроп, Реймонт любит и жалеет его. Его пример – это урок другим. Цивилизация слишком сильно изуродовала человеческое общество. Ценности размеренной сельской жизни были забыты, а ведь, пожалуй, именно к ним хотел бы вернуться Реймонт. Для него Лодзь населена кровопийцами, сосущими друг друга. Здесь нет места понятиям морали и порядочности, зато царит жажда наживы, добиться которой следует любым способом, даже потопив ближнего. Для Реймонта это путь в никуда, он антигуманен. Воплощение старого мира – это невеста Боровецкого Анка, от которой он отказывается после пожара на фабрике. Боровецкий отвергает старый мир, выбирая новый, губительный для него.
 
«Земля обетованная» - это мощный реалистический роман о крушении идеалов. Здесь много людей, которых можно было бы назвать одизоными капиталистами, и много бедняков, не знающих, как прожить следующий день. Все они живут в противоестественном паразитическом обществе города Лодзь. Реймонт со своими героями очарован технической мощью города, но не меньше сил тратит на описание изнанки прогресса. Между тем, хотя действие происходит в 19-ом веке, словарь капиталистов изобилует современными реалиями – снижением издержек любой ценой, удешевлением товара, экономией на рабочей силе. Когда Боровецкий строит фабрику, Мориц Вельт критикует его за то, что тот слишком основательно берется за дело. Слишком уж прочные стены возводит Боровецкий, слишком уж печется о надежности производства. Так и фабрику сжечь ради страховки нельзя будет. А между тем самоподжоги в Лодзи – обычное дело. Прогрессивный инженер Боровецкий падает жертвой сговора банкиров и друга Морица. И все же Реймонт, наказывая своего героя богатством и муками одиночества, оставляет ему шанс на перерождение посредством благотворительности. «Себя счастливым не сделал, так можно хоть сделать счастливыми других» - думает Боровецкий на последних страницах. Значит, наверное, не все еще потеряно в мире, где правят только деньги.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

 

Яндекс.Метрика