Итоги года начну со статистики. Новых книг приобрёл 108 (против 104 в прошлом году), средняя цена — 514,8. Годом раньше она была 515,6. Это к вопросу, что книг становится меньше и они дорожают. Цифры дают обратную картину.
Читал в среднем 130 страниц в день — шаг назад по сравнению с прошлым годом (140 страниц). В целом получилось 116 книг: 73 бумажных и 43 электронных. Плюс периодика. Романов в их числе 86.
Самое сильное впечатление — полная версия «Лебединой песни» Ирины Головкиной. Единственное на сегодня по-настоящему правдивое описание городской жизни в послереволюционной России. В годы перестройки ждал, что такая книга найдётся в столах наших корифеев. Но она оказалась вовсе не там.
Уходящий год был богат и на новые переводы высокой литературы. Чего стоит только неизвестная доселе пьеса Шекспира «Двойное вероломство»! Добавим к этому «Аркадию» Якопо Саннадзаро, сборник Гвидо Кавальканти, «Деяния данов», поэтические переводы Александра Триандафилиди. Вновь порадовал «Ладомир». На сей раз Вордсвортом и Теннисоном. Викторианская литература была в особом почёте: вышли новые издания Троллопа, Элиот и Гаскелл. НЛО выпустило не издававшегося ранее Бальзака. Наконец мы получили весь форсайтовский корпус текстов Джона Голсуорси. Особая тема — поэтический шедевр Карла Шпиттелера «Олимпийская весна» в конгениальном (увы, незавершённом) переводе Анатолия Луначарского. Иными словами, появилась мощная альтернатива словесному мусору начала XXI века.
В нём же тоже нашлось несколько достойных вещей. Отмечу «Человека, который видел сквозь лица» Шмитта, «Иуду» Оза, «Школьные дни Иисуса» Кутзее, неаполитанский квартет Ферранте и «Красный гаолян» Мо Яня. (Необходимая оговорка: «Фиму» и «Американху» приобрёл, но прочесть ещё не успел.)
Из произведений ушедших авторов понравились «В раю» Пауля Гейзе, «Франсия» и «Итальянские артисты» Жорж Санд (это часть моих букинистических приобретений года: их было не меньше, чем новых книг). Выделю и Пенелопу Фицджеральд («Книжная лавка»), которую раньше не читал.
Из отечественной прозы прочёл всё из шорт-листов основных четырёх премий (Ясной Поляны, Букера, бигбука и НОСа), кроме, разумеется, всяких ЖЗЛов и непонятной мне «Белой кисти» (книгу Бренера пока не дочитал). Наименее неудачны романы Игоря Малышева («Номах»), Шамиля Идиатуллина («Город Брежнев») и Германа Садулаева («Иван Ауслендер»). Но большее удовольствие доставили произведения друзей: злободневный сатирический «Homo-commy, или Секретный проект» Игоря Харичева, рассказы Дениса Драгунского и Владимира Батшева. Видимо, русская литература окончательно разделилась на традиционную и премиальную, а в последней (основу эстетики которой составляет пересказ того, что автор не умеет изобразить) лишь изредка появляется что-то стоящее (как было в 2015 году).
Знакомство с творчеством родственников в уходящем году свелось к чтению Жозефа де Местра (четвероюродным праправнучатым племянником коего я являюсь). Прекрасный мыслитель! Замечательно, что его у нас стали широко издавать.