А как вам кажется, почему?
Я не вижу проблемы в именах, скажем, первых десяти лауреатов. Идеалистические произведения это или нет, но это выдающиеся деятели литературы (и истории). Вы слишком жестко ставите вопрос. Центризма в такого рода делах вообще невозможно избежать. Потому что если Петя скажет одно, то Вася скажет другое. В этом смысле Нобелевская премия даже имеет некоторые преимущества, коль скоро стремится выделять авторов из разных стран. А объективность? О ней никто вроде и не говорит. Автора "Пианистки" я тоже не признаю. Как, впрочем, и Кертеса, который однако кому-то может понравиться. Разумеется, это политизированность. Но мне лично кажется, что это явление выглядит так очевидно только в последние годы. Посмотрите на список лауретов с 1945 по 1990. Там есть, по-вашему, по-настоящему недостойные (уровня Елинек)?
Одно то, что не дали Льву Толстому на второй год существования Нобелевской премии, уже что-то говорит!
Насколько мне известно, есть официальные свидетельства (письменные), что Лев Толстой сам отказался бы от премии, если бы ее ему присудили.
Моя принципиальная позиция такова: ПРЕМИЮ НУЖНО ПРИСУЖДАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗА ПРОИЗВЕДЕНИЕ! , а не автору за его достоинства и заслуги!
Я не согласен в вами. Если давать премии исключительно за конкретное произведения, то может оказаться так, что поощрены будут не крупные писатели, аавторы, скажем, одной-двух книг. Такие книги действительно могут быть замечательными ("Герой нашего времени", например), но те, кто пишет по десять-пятнадцать томов, все же имеют большую возможность выступить подлинными бытописателями своего времени, осветив в течение творческого пути множество тем жизни. Но это только мое личное мнение.