Прочитала «Съедобную женщину» Маргарет Этвуд (в другом переводе называется «Лакомый кусочек»). Ощущение такое, как будто вынырнула из замкнутого темного пространства, угрюмого и затхлого, хотя в начале книги повествование идет очень легко, пробегаешь страницу за страницей и не замечаешь, в какой момент оно начинает давить на тебя. Еще, роман похож на детскую книжку с выдвигающимися панорамными картинками. В первой части этого не видно, книжка лежит плоская, сюжет развивается быстро, факты цепляются один за другой (главная героиня, молодая девица, ее почему-то хочется назвать именно девицей или особой, рассказывает о жизни в съемной квартире на двоих с подругой и статуарной домохозяйкой, которая блюдет нравственность своего дебелого 15 «ребенка», дочери, работе в Сеймурском институте, ведущем социологические опросы, походах в кафе с тремя конторскими отчаявшимися девицами, выкрашенными пергидролем, необременительном романе с Питером, милым, практичным, чистоплотным адвокатом, пахнущим мылом). Хотя рассказ идет от первого лица, он бесплотен, наверно, потому что абсолютно отсутствует чувство, что героиня хоть как-то контролирует свою жизнь, может повлиять на что-то вне себя, первое слово, которое приходит на ум, вспоминая ее – осторожность. Наверное, ее засасывает так же незаметно, как читателя. Вторая часть рассказана от третьего лица. Вдруг книжка раскладывается, роман превращается в многоэтажное здание, становится объемным, начинаешь чувствовать контакт с его реальностью.
В этой реальности процветает каннибализм. Они пожирают друг друга, мужчины пожирают жен, грязные многоэтажки пожирают их семьи, их засасывает в горлышки пивных бутылок пива «Лось», крепкого до слез, в жерла супермаркетов, где их подманивают убаюкивающей музыкой, в розовые салоны-парикмахерские, где стилисты достают свои хирургические инструменты и рисуют оштукатуренные лица, громоздят на головах бивнеподобные локоны, щедро залитые лаком.
Роман, безусловно, феминистский, как и написано на его обложке. Но это только в том числе. Это одна из его частностей. Там есть и общество потребления (нынешний удушливый гламур), и большой муравейник (вам комфортно в Москве в метро в час пик?), и квинтэссенция гуманитарного образования – филология (pinkchris как раз интересовалась вопросами по зарубежке, судя по всему), и такая фигура, как Ярослав из реалити-шоу Голод, и отношение к сексуальности и к женщине в этой связи, и понятие нормы.
Это, скажем так, общие положения. Сейчас попробую перейти к конкретике, сформулировать, что сильнее всего отозвалось, и пару примерчиков привести.