Мексиканский поэт, эссеист, публицист и дипломат Октавио Пас родился 31 марта 1914 г. в Мехико в семье прогрессивного политического журналиста.
Октавио Пас еще в детстве знакомится с лучшими образцами мировой литературы и искусства, проявляя особый интерес к модернистским тенденциям (У. Блейк, Ф. Хелдерлин, Жерар де Нервал, А. Рембо), а также к сюрреалистам. Это влияние заметно уже в первом сборнике поэзий О. Паса «Дикий месяц» (1933).
В годы гражданской войны в Испании В. Пас занимает антифашистскую позицию и публикует поэму «Но пассаран!» (1936), а в 1937 г. участвует во II-ом международном конгрессе по вопросам защиты культуры, который проходил в Испании, в самый разгар войны.
После своего возвращения в Мехико В. Пас учреждает литературную группу «Тальер» и начинает издавать журнал с таким же названием (1938...1941), который отражал мировосприятие нового поколения.
В 1943 г. О. Пас едет в США, знакомится с англо-американской модернистской поэзией. Он создает интеллектуальную, глубоко метафорическую, насыщенную образами лирику: сборники «Корни человека» (1937), «Между камнем и цветком» (1941), «На краю света» (1942), «Свобода под честное слово» (1958), «Саламандра» (1962) и др.
Занимал дипломатические посты в ООН, был послом во Франции, Японии и других странах.
В 1945 г. О. Пас был направлен на дипломатическую работу в Францию, где пишет свое фундаментальное произведение «Лабиринт одиночества» (El laberinto de la soledad, 1950). Пас исследует противоречие между мексиканской «маской» (заимствованием иностранных культурных моделей) и индейскими корнями национальной культуры.
В 1962 г. О. Пас был назначен послом в Индии. Возможность изучать древние источники религии и культуры отразилась в его творчестве: сборник поэзий «Восточный склон» (1962...1968); книга его лирической поэзии «Обезьянья грамматика» (1974), «Возвращение» (1975) и др.
В 1968 г. О. Пас оставляет дипломатический пост в знак протеста против кровавой расправы на студенческой демонстрации в Тлатеполко во время Олимпийских игр в Мехико.
Возвратившись на родину, О. Пас основал ежемесячники по литературе, искусству и политике: «Плурал» (1971...1976) и «Вуэльта» (с 1976).
Проблемам эстетики, теории литературы и искусства посвящены труды О. Паса «Лук и лира» (1956), «Марсел Дюман» (1968). Его поэтические произведения собраны в сборниках «Поэмы» (1935...1975), «Душевный ствол» (1976...1987).
В книге «Постскриптум» (Posdata, 1970) исследуется, как в сегодняшней Мексике действует ацтекская культурно-психологическая модель господства и жертвенного угнетения. Мысли Паса о месте искусства и литературы в обществе с исчерпывающей полнотой высказаны в эссе «Переменный ток» (Corriente alterna, 1967) и «Дети грязи» (Los hijos del limo, 1974). Очарованность поэзией, ее открытостью, языком, обращенностью как к историческому времени, так и к сегодняшнему дню, выразилась в эссеистических сборниках Паса, опубликованных между 1956 и 1974. Теорию Пас поверяет лирикой, представленной в антологии 1987. Входящая в сборник большая поэма «Камень солнца» (Piedra de sol, 1957) построена на контрапункте преходящего времени – и циклически возвратного, мифологического; смерти – и всепобеждающей силы жизни; одиночества – и чувства сопричастности человечеству и природе. Центральный образ поэмы восходит к ацтекскому солнечному календарю.
В 1990 г. О. Пасу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью».
О. Пас умер 20 апреля 1998 г.