На эту книгу редко пишут рецензии( в отличие от «Голода», например), но, как мне кажется, очень зря. И именно с неё, кстати, началось моё знакомство с Кнутом Гамсуном, поэтому мотивация у меня достаточно сильная. Никогда прежде не писала рецензий, но настало время попробовать. Итак, начнём-с...
Действие сего произведения разворачивается в маленьком норвежском городке. Мне уже с первых страниц понравилось само описание городка и его жителей- весьма ироничное. Большим городам такое и не снилось! Сплетни, слухи, праздники, которые обсуждают даже через годы после, мелкая суета и знание каждого соседа в лицо. А ещё возможность «вариться в собственном соку» и игнорировать весь остальной мир за пределами привычного ландшафта.
Так вот именно в таком городишке и жил юный матрос Оливер. Жизнь его складывалась довольно удачно: он часто выходил в море, был помолвлен с милой Петрой, в родителях имел на редкость мало ворчливую старуху-мать и даже успел сделать пристройку к дому.
Но, увы, в один ужасный день на него свалилась бочка с ворванью, и Оливер сделался калекой. Калекой с деревянной ногой вместо настоящей. Навсегда. Но сам изъян не так страшен по сравнению с тем, что он за собой повлёк: Оливер потерял постоянный заработок, а вместе с ним и уважение жителей города, любовь Петры, материальное благополучие. Вот так оно... в мире, где главенствует физическая сила!
Да и вообще пронзительна ситуация потому, что замечательно проецируется на сегодняшнюю жизнь: если человек по каким-то причинам не смог сколотить себе состояние, оказался за бортом жизни, он перестаёт быть кому-либо нужен. Друзья бросают своего друга, девушка- любимого мужчину, только старуха-мать остаётся рядом. Вот и всё. Однако наш герой не унывает. Он учится ловить рыбу, продаёт кольцо своей бывшей возлюбленной и много философствует с рыбаком Иоргеном. Особенно мне запомнился их диалог по поводу религии и Бога, который будучи добрейшим и святейшим созданием в мире, так жестоко карает своих сыновей. Правда, плохая погода на море принесла «голодные» дни для Оливера, а мать стала всё чаще ворчать, не желая видеть в сыне калеку. Но чуть позже судьба преподносит герою подарки (видимо, как компенсацию): возможность совершить подвиг и появиться в газетах, вернувшуюся Петру, более-менее спокойную жизнь.
На этом бы стоило закончить, разделавшись с основными вехами сюжета. Но стоило, кабы не было в романе некоторых удивительных вещей. Главная удивительная вещь-сам герой.
Он принимает все последующие блага судьбы(о которых написано выше), как нечто совершенно естественное. Удивительно и его бахвальство, желание доказать остальным, как же дорого он стоит(дороже, чем на самом деле).Жизнь не по деньгам, влезание в долги -вот тому доказательства. И вроде бы, следуя психической логике, после травмы несчастный калека должен был бы замкнуться в себе или обозлиться, но и этого не происходит! Героя совершенно не трогает происходящее, напротив, оно делает его всё самоувереннее и самоувереннее. Своей деревянной ногой он всё более уверенно шагает по улицам города, несмотря ни на что. Удивительная вещь номер два: героя жалко только в самом начале произведения, потом он с каждой новой страницей вызывает всё более сильное отвращение. И это чувство доходит до своего апогея к концу книги. Удивительная вещь номер три: людей в этом милом норвежском городке связывает совершенно непонятно что. Они живут друг с другом, разговаривают, но никаких чувств и эмоций друг у друга не вызывают. Отношения просто складываются сами собой и не поддаются никакому анализу. Удивительная вещь номер четыре: именно этот роман напоминает мне произведения Гоголя. Норвегия, Россия... Думается, жизнь-штука универсальная и вне всяких географических условностей. И последняя удивительная вещь: роман циничен и угрюм до основания. «Голод» по сравнению с ним- лёгкая ехидная улыбка. Безысходность и болотная трясина жизни здесь просто вплетены в сам слог, как нечто естественное и незаменимое. Наверное, самый пессимистичный роман Гамсуна. В этой мелочности интересов героев, в их сплетнях у колодца и, главное, в самом укладе жизни маленького города, который рьяно стремиться походить на большой, но, по сути, остаётся никем не замеченной деревенькой, писатель не видит надежды на светлое будущее. Хотя, видит ли Гамсун вообще в чём-то надежду на светлое будущее?..
Роман стоит того, чтобы быть прочитанным. Потому что тем для размышления много: философских и социальных. Да и сам герой является последним элементом «гамсуновского» квадрата: герой «Голода», герой «Замкнутого круга», Август и (как отражение Августа)- Оливер.
Не всем понравится, не всех впечатлит( да и книга не обязана впечатлять!), но задуматься, быть может, заставит. Нет, не может быть! Точно заставит.