Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Служение делу. Андрей Геласимов. Роза ветров

В России, по крайней мере, в кино сложилась практика создания патриотических картин, восхваляющих достижения прошлого. Такое кино снимается на государственные деньги и адресовано, что называется, всем. В литературе такого пока не наблюдается, однако когда в книге появляется реальный исторический герой, невольно напрягаешься, наученный крайне низким художественным уровнем киноаналогов. Написать историческую книгу об историческом же герое взялся известный писатель Андрей Геласимов, лауреат премии «Национальный бестселлер» 2009 года. Тема его романа «Роза ветров» – освоение Дальнего Востока русскими моряками в середине 19-го века, впрочем, не только. Вместе с главным героем капитаном-лейтенантом Геннадием Ивановичем Невельским читатель побывает в Лиссабоне, Лондоне, в Петербурге, Крыму и Кронштадте, на Камчатке и Сахалине. Довольно быстро становится понятно, что «Роза ветров» - это не примитивная ода героям прошлого, а скорее ода их делу. Здесь действуют живые люди, совершающие ошибки и движущиеся к цели не только благодаря железной воле, но и благодаря простому случаю, без которого успеха не было бы вообще. Наконец, эта книга просто очень информативна. Критики обвиняли «Розу ветров» в излишней кинематографичности, вменяя автору в вину увлечение сценарными приемами, но гораздо лучше смотреть такое литературное кино, чем «Т-34».

Сюжет выстроен вокруг реальных исторический персонажей, и главный герой – это морской офицер Геннадий Иванович Невельской. В середине 1840-х годов он был наставником сына императора Николая I великого князя Константина. Мы встречаем Невельского вместе со своим подопечным в Лиссабоне, где на стоянке находился русский корабль. Здесь молодой князь попадает в небольшое, но опасное приключение, и его наставник как раз приходит на выручку. Позже на борт садится загадочный человек, которого все называют господином Семеновым, и Невельской вместе с ним втягивается в большую политическую игру. Здесь нужно кратко обрисовать геополитическую ситуацию.

Россия с середины 17-го века имеет владения на Дальнем Востоке, однако некоторые границы с Китаем согласно Нерчинскому договору до сих пор не определены. Сейчас там действует Российско-Американская компания, которая занимается продажей товаров, в частности, пушнины в Китай. Однако у Англии тоже есть виды на эту страну. Она крайне заинтересована в китайских рынках сбыта, и ей, с одной стороны, мешает нежелание китайцев что-либо покупать у иностранцев вообще, а с другой, конкурент в лице России. Поэтому она начала продавать опиум, на который быстро возник спрос. Цель Англии – ослабить Россию на Дальнем Востоке. Под голландскими флагами она уже проводит разведку этой территории. И это цель не только Англии. В Татарском проливе появляются уже американские китобои и даже французские корабли. Япония в одностороннем порядке провозглашает свой суверенитет над Сахалином и Курильскими островами и спешно принимается устраивать военные и торговые посты. Всем здесь что-то нужно. Но это еще полдела. И внутри России есть силы, не заинтересованные в усилении государства в этом регионе. Та же Российско-Американская компания не хочет терять прибыли от теневых продаж и уже перенесла перевалочный пункт торговли поближе к границе с Китаем. Причем границы опять же не определены, и Российско-Американской компании даже выгодно, чтобы эта пограничная территория отошла к Китаю, поскольку в этом случае со стороны российских властей будет меньше контроля. Всю эту информацию господин Семенов и доводит до сведения Невельского.

Пока в Англии происходят политические перестановки, а во Франции неурожай, у части государственно мыслящих людей в России возникает идея воспользоваться моментом и организовать экспедицию на Дальний Восток. Такие походы уже предпринимались, но к их результатам нет доверия, потому что ранее идея таких походов исходила не от государства, соответственно результаты могли служить интересам частных лиц. Цель новой экспедиции – определить, есть ли в устье Амура судоходный фарватер. Если его удалось бы найти, это решило бы множество стратегических задач в случае морского конфликта России и Англии. Отправляться на восток нужно со всеми предосторожностями. Судно должно быть не военным, а транспортным, и для вида действительно перевозить груз. И корабль еще нужно построить. Здесь Невельской предлагает рискованное решение строить судно без киля, характерного для океанских судов, хотя ему и предстоит пересечь два океана.

В заключительной части книги новый корабль Невельского оказывается в Петропавловске, где командира поражает сосуществование сразу крайней свободы и крайней деспотии. Одновременно он делает очень красивые наблюдения о природе: «Воздух Средиземноморья, к примеру, на взгляд Невельского был податлив, всегда чуточку пьян, полон благоуханья и шаловлив. Там он являлся скорее девушкой, и гораздо уместней о нем было бы говорить «она». В то время как здесь (на Дальнем Востоке - С.С.) воздух был несомненно мужчиной – существом несговорчивым, неудобным, желающим обязательно настоять на своем». Сравнивает он и скалы. В Греции скалы и море играют друг с другом как любовники, а на Камчатке они больше напоминают морских разбойников. Они ждут не столько любви, сколько драки.

Прибыв в Петропавловск, корабль Невельского готов приступить к миссии, но есть важное обстоятельство. Невельской  отправлялся в поход без высочайшего повеления и о разрешении исследовать устье Амура (или об отсутствии разрешения) должен был узнать уже по прибытии на Камчатку. Худшие опасения подтвердились: разрешения дано не было. Тогда капитан-лейтенант приступает к миссии самовольно. Здесь, как в кино, начинаются головокружительные приключения. Команда Невельского садится на мель, едва не похоронившую все предприятие, вступает в стычки с беглыми каторжанами, самого Невельского главарь каторжных искушает властью, но наш герой непреклонен – он служит царю и российскому государству, и дело ставит превыше всего. В историю этот человек вошел тем, что, во-первых, открыл судоходный фарватер Амура, во-вторых, доказал, что Сахалин является островом, и, в-третьих, основал на Амуре российский пост, сегодня известный как Николаевск-на-Амуре. Невельской действовал на свой страх и риск и мог дорого заплатить за самовольные поступки, однако Николай I его не осудил, оценив значение его походов для страны.

Невельской в изображении Андрея Геласимова – это, конечно, почти супергерой. С лиссабонским происшествием, когда Невельской спас великого князя Константина (правда, мы не знаем никаких подробностей этого происшествия) Геласимов связывает глобальные последствия. Якобы это событие привело к тому, что Америка получила свои северо-восточные территории, где позже возникла золотая лихорадка. Может быть, и крепостное право, если бы не Невельской, не было бы отменено, и вообще весь Дальний Восток принадлежал бы британской Ост-Индской компании. Более того, двадцатый век сложился бы по-другому. Безусловно, очень сильные выводы, особенно на фоне того, что в романе Невельской, несмотря на несгибаемую волю и преданность делу, предстает вполне обычным человеком. Он в известной степени карьерист, но далеко не бесчувственный и может страдать от тягостных переживаний. Он не любит дворцы и помпу, но способен тонко прочувствовать простые вещи и природные пейзажи. Вид на море или лес для него даже важнее всей корабельной науки, потому что в любой науке конечное число смыслов, тогда как море и лес неисчерпаемы. Впрочем, Невельской вовсе не предстает сентиментальным добряком. В роман вошел эпизод, связанный с его матерью, которая, вероятно, убила крепостную девушку. Невельской этого не понимает и одновременно мы читаем про него следующее: «Нижние чины, как и крепостные в имении матери, были для него не совсем люди <…> он был абсолютно уверен, что дворовые могут испытывать лишь голод, жажду, потребность что-то украсть и нужду в отправлениях физиологии». Невельской посещает церковь и ходит на исповедь, но не то чтобы сильно верит в Бога. Пусть сферой неведомого занимаются батюшки и женщины, он же предпочитает точные знания и опирается на компас, линейку и циркуль. Вероятно, он даже не боится смерти, во всяком случае когда произносит такие слова: «Мир больше того, что видят люди. А смерть – значительно меньше того, чего они боятся».

Возможно, в Невельском есть некие авантюрные черты, однако этот человек служит не абстракциям и конкретным людям, а государственному делу. Причем он счастлив в своем служении. Если потребуется, он может пожертвовать жизнями, а получить информацию о судоходном фарватере Амура он готов даже от беглых каторжан-душегубов – дело превыше всего. Господин Семенов наставляет его: Россия окружена врагами, те же англичане ненавидят иностранцев, они даже кавказские народы снабжают оружием, чтобы ослабить здесь влияние России. Европейцы, по его мнению, это вообще народ без души. Впрочем, если душа и есть, то это не более чем совещательный орган. Захотел – прислушался, не захотел – поступил наперекор. Европейцы понимают только язык выгоды, а вот у русских душа есть, хотя и не стоит искать в ней загадку. Русский человек не может поступить вопреки душе. Но этому душевному человеку нужна сильная рука государства, потому что угроз слишком много. Невельской воспринимает это наставление очень глубоко. Высший офицерский состав, рассматривая его кандидатуру в качестве руководителя похода, понимает, что этот человек «с сюрпризом» и может что-нибудь выкинуть, но, может быть, как раз таких и нужно отправлять в далекие экспедиции.

Прочитав «Розу ветров», можно получить весьма яркое впечатление о противостоянии России и Англии в середине 19-го века, о морских походах на Дальний Восток, о быте Смольного института благородных девиц, о Петропавловске и Камчатке. Геласимов сообщает много подробностей о жизни в тот период и даже приводит такой то ли миф, то ли реальную историю о том, что якобы пословица «первый блин комом» в действительности произносилась как «первый блин комам», а «комы» - это были медведи, которых нужно было задабривать. В «Розе ветров» чувствуется широта замысла, приводящая иногда к непропорциональности в рассказе и откровенным обрывам сюжетных линий. Чувствуется также и некоторый драматический избыток, характерный для авантюрного остросюжетного кино, что подчас вызывает даже желание проверить некоторые исторические факты. Но тем не менее это приятная во всех отношениях книга, позволяющая погрузиться в Россию 19-го века и познакомиться с деяниями ее великолепных сынов.

Сергей Сиротин