Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Современный гностицизм. Виктор Пелевин. TRANSHUMANISM INC.

Виктор Пелевин. TRANSHUMANISM INC. М.: Эксмо, 2021.

Роман Виктора Пелевина 2020 года «Непобедимое Солнце» был посвящен вопросам истины и подводил читателя к выводу, что передать истину невозможно. Ни священная литература, ни Индия, ни Тибет не являются объективными ориентирами на пути к просветлению. Да и просветление, вероятно, тоже невозможно. Отоголоски этой парадигмы слышны и в романе 2021 года «TRANSHUMANISM INC.» Эта книга претендует на звание «самой фантастической» в творчестве писателя и поражает тщательностью прописанных реалий будущего. Действие происходит спустя несколько веков после конца так называемой карбоновой эры, то есть нашего времени, в котором энергетика основана на ископаемых углеводородах. На страницах нового романа Пелевин снова упрощенным языком объясняет довольно сложные теологические концепции. И уже не в первый раз он рисует чудовищную картину мира, позаимствованную у гностиков. Согласно ей, человечество пребывает в тюрьме. Человек – не творец и не властелин вселенной, а всего лишь корм для неких страшных и скрытых во тьме сущностей.

Миры Пелевины из романа в роман населены людьми, которые обслуживают свои желания. Иногда это примитивные желания материальных благ, но чаще желания проникнуть в тайну и познать непознаваемое. Чего может хотеть могущественный человек в эпоху будущего, когда технологии позволяют все? Он может хотеть только одного – бессмертия. И вот в посткарбоновую эпоху это наконец можно получить за деньги. Теперь состоятельные люди не умирают. После смерти тела их мозг отделяют и помещают в специальный резервуар, где он продолжает функционировать. Резервуар в просторечии называется банкой, а люди, продолжающие жизнь в банке, баночниками. Казалось бы, это жизнь растения, но все совсем не так. Помещенный в контейнер мозг живет с специальной симуляции. Особое программное обеспечение создает для него виртуальный мир, где сознание снова обретает тело, где человек может двигаться, видеть и слышать. Все сильные мира сего перешли в банки. Здесь, правда, есть строгая иерархия, и баночный мир поделен на уровни. Выше уровень – больше привилегий. Простому человеку, которому посчастливилось разбогатеть, не светит уровень выше первого или второго, тогда как главы государств забираются на восьмой и выше вплоть до максимального десятого.

Физически контейнеры с мозгами располагаются в разных местах, в частности, в Лондоне и Неваде. Глава Доброго Государства (им в будущем стала Россия), так называемый бро кукуратор, тоже находится в банке и не на территории своей страны. Как же он тогда может защищать интересы государства? Очень просто. Как сейчас слабая экономически Россия удерживает политический вес с помощью ядерного оружия, так и в будущем Доброе Государство заставляет всех считаться с собой, удерживая палец на кнопке кобальтового гейзера, супероружия, способного уничтожить все живое на планете. Российская повестка дня даже в будущем неизменна. Мы окружены врагами, поэтому нужно быть начеку. Правит страной партия так называемых сердобол-большевиков («социалистические евразийские революционные демократы-охранители»), пришедших к власти после свержения династии Михалковых-Ашкеназов. Последние правили в начальном периоде посткарбоновой эры и были клонированы из клеток левого уса Никиты Михалкова с добавлением генов евреев-ашкеназов. По аристократизму Михалковых Пелевин проходится весьма сатирически, в частности, в вузе тема одного урока истории звучит так: «Трагедия и подвиг русского народа как кормовая база семьи Михалковых». Сердоболы ненавидят Михалковых-Ашкеназов так же как большевики ненавидели царя. И особенно за феодальную привычку Михалковых бить сердоболов туфлей в лицо. Такая конкретная сатира, надо признать, у Пелевина бывает редко, обычно он не касается реальных личностей.

Как же устроена жизнь рядового обывателя? Мечта у всех одна – попасть в банку. Но, как говорится, предложение ограничено. Каждый житель Доброго Государства носит в голове специальный имплант, а также ошейник, называемый кукухой. В принципе, все социальное поведение опосредовано этими двумя приспособлениями. Суть сводится к тому, что восприятие мира больше не зависит от самого человека, оно модулируется извне. На имплант транслируется реклама и пропаганда, и это следствие договоренности власти с организацией TRANSHUMANISM INC., которая монополизировала рынок баночных услуг. Сердобол-большевики разрешили корпорации транслировать в головы своим гражданам рекламу напитков, но с условием, что часть эфира будет отдаваться под государственную пропаганду. Есть люди, которые живут без импланта и кукухи, но это фактически неприкасаемые. Главное в жизни – это не портить карму, то есть не совершать правонарушений. Если даже принимаешь наркотики, нужно себя контролировать, иначе на социальной лестнице окажешься ниже, чем был. В общем, что в прошлом, что в будущем человека постоянно дрессируют и контролируют. Однако высокотехнологичный мир имеет не только недостатки. Несмотря на то, что человечество вернулось в конной тяге, а Москва целиком двухэтажная и деревянная, технологии решили множество проблем. Да и конная тяга весьма специфична: «Телегу наконец подали <…> каурый жеребец-трехлеток, генмод, чипованный естественно <…> чип скорее всего корейский, телега из углеволокна на японской базе с немецкими пневморессорами и швейцарскими дутиками, дисковые тормоза японские, синхронизированы с чипом». Главное в том, что человек уже избавлен от тяжелого физического труда. Всю работу, скажем, на фермах выполняют холопы или так называемые хелперы, бездушные создания, выглядящие как люди, но в действительности недалеко ушедшие от животных. И великая гуманность создателей этих биороботов в том, что они сделали холопов абсолютно счастливыми. В таких реалиях и развиваются истории романа. Мы понаблюдаем за тем, как простая девушка станет избранницей бога, как японский конструктор совершит самурайский подвиг, как имплантолог попытается удовлетворить страсть с холопами и сам решит стать холопом, погрузимся в романтическую симуляцию альфа-кота, и в самом конце, как всегда, Пелевин откроет нам все тайны мироздания.  

Описанный мир будущего, что удивительно, не так уж плох, если не лезть слишком глубоко в метафизические аспекты. («Человечество уходило от карбона, эмиссий, отходов, перепроизводства, перенаселения, инфекций. Цивилизация ужималась, становясь простой и экологичной; человек возвращался к природе, от которой так самонадеянно отпочковался – но уже со встроенным в голову социальным имплантом»). То есть жить стало однозначно лучше, чем раньше, даже если ты не накопишь денег на банку и умрешь по-настоящему. Да, есть тотальный контроль, отсутствует свобода выбора даже на примитивном бытовом уровне, но одновременно человек избавлен от физического труда, а при нехитрой сноровке может продолжать предаваться порокам, обходя системы слежки. Однако технологии в корне так и не изменили человеческую породу. Мир – это по-прежнему высококонкурентная среда, где все борются за лучший кусок. Даже в баночном мире нет желанной вечности, и мозг могут отключить от систем жизнеобеспечения, если ты перестанешь платить. То есть даже всесильные мозги, обитающие в банках и реально управляющие миром, вынуждены от кого-то зависеть. Скажем, от уборщиков, сметающих пыль с банок. Кроме того, эти мозги боятся налоговой. Мозгам из банки полагается скидка в налогах, если он имеет семью в реальном мире. Рынок тотален.

Человек все такой же слуга своих желаний, только теперь все более изощренных, а иногда и извращенных. Глава романа, например, посвящена тому, как в Японии проходят поединки роботов то в виде невинных школьниц, то в виде давно почивших героев-самураев феодального периода. Традиционное искусство вроде литературы, не способное дать такой же эффект, как визуальная культура, давно вымерло. Сначала живые писатели все померли от голода, а потом стерлись литературные алгоритмы, позволяющие создавать тексты без людей. Пелевин пользуется чрезвычайно острой и едкой сатирой, когда пишет о человеке, будь он нашим современником или жителем будущего, как в этой книге («Дважды в одну реку войти нельзя, а вот состариться и подохнуть на ее берегу без особого труда удается любому»). И вообще мир – это не театр, где ты играешь главную роль, а тир, где ты мишень. Человек живет в среде, где нет ничего святого и искреннего, где все давно продано или куплено. Поэтому истина – это функция. Информационное поле состоит из дискурсов, которые конкурируют, после чего победитель диктует правила («Социально-политическая истина есть то же самое, что доминантный альфа-нарратив – и любой нарратив становится конспирологией, как только опускается до омега-статуса <…> Приобретая альфа-статус, нарратив получает санкцию на вынесение вердикта о том, что есть «добро» и «истина»). Даже сама реальность не объективна, а представляет собой конструкцию: «Реальность в наше время – это платформа, находящаяся в частной собственности, и если вам что-то не нравится, никто не заставляет вас держать здесь свой аккаунт». Разумеется, в такой системе варится многочисленный обслуживающий персонал, который поддерживает доминирующие нарративы и уничтожает те, что угрожают победителю. Пелевин и здесь безжалостен: «Главное отличие журналиста от проститутки в том, что журналисту платит сутенер». И поверх этой тотального и тоскливого лицемерия иногда звучат горестные (без издевок) размышления писателя о пути России, которая никогда не жила для себя, отдавая плоды своих трудов другим нациям. Русская история – «это многоходовочка со средним счетом в пять русских жизней за одну собачью».

В «TRANSHUMANISM INC.» нарисована довольно сложная метафизико-религиозная картина, но Пелевин, как всегда, говорит предельно упрощенным языком. Это, безусловно, современный гностицизм, ставящий во главу угла идею о том, что мир если не создан, то, по крайней мере, запрограммирован злыми силами. Субстанции, имеющие сложноустроенный божественный статус, здесь проникают во весь мир, в чем виден пантеизм Спинозы, и одновременно испытывают привязанность к людям, в чем уже проглядывает идея Юнга о зависимости Бога от своих творений. Но познание – окончательное, доходящее до самых основ мироздания – все равно возможно. Только вот в истине Пелевин человеку отказывает. Он высказывает радикальную идею о том, что сама способность к вербальному общению, то есть сама вторая сигнальная система, была дана нам злыми демонами, для которых наше стремление к истине как раз становится питательным ресурсом. Поэтому снова как и в «Непобедимом Солнце» ни Индия, ни Тибет нам не помогут.

«TRANSHUMANISM INC.» - это фантастический роман с очень тщательно прописанными деталями будущего. Эти детали резонируют, отзываются эхом в разных частях книги, и оказывают сильное воздействие своей этической двусмысленностью. Мир будущего с социальными имплатнами и ошейниками, формирующими восприятие реальности, это одновременно и хорошо, и плохо. Весь трагизм ситуации в том, что человек по-прежнему остается один на один со своими желаниями и даже не понимает, что его искреннее стремление постичь бога – это не более чем элемент программы, вложенной в него космическим злом. Поэтому оптимизм посткарбоновой эры оказывается поверхностным, а в глубине мы видим фундаментальную несвободу, гораздо более страшную, чем социальный контроль со стороны государства. 

Сергей Сиротин