Sketchbook 1966-1971. Max Frisch. Translated Geoffrey Skelton
Если в первом томе дневника 40-х главная страсть Фриша театр, драматургия, то во втором автор экспериментирует с прозой, опросниками (не путать с анкетой Пруста). И, конечно, не обходится без политики: Карибский кризис, эпоха Никсона, противостояние в Палестине (такое ощущение, что оно было всегда).
В «Дневнике 1966-1971» Фриш дает один из самых ярких портретов Брехта, учеником которого был и сам. Учитель, драматург, мыслитель, теоретик эпического театра. Брехт умел слушать, поэтому люди к нему тянулись. И даже после его ухода с какой-нибудь дискуссии, оставшиеся чувствовали давление его гения.
В конце 60-х Фриш приблизился к возрасту, когда надвигающуюся старость уже не проигнорируешь. Он много размышляет о человеке в этом возрасте, его творческих силах, самообмане, эстетических попытках замедлить старение. Всплывает тема эвтаназии, которая муссировалась в СМИ, тем убийств и самоубийств смертельно больных людей в свети этих дискуссий.
Особое место в дневнике занимают опросники. Фриш любил ставить вопросы, давая пищу для размышлений читателям и подталкивая их осмыслению важных вещей в жизни, будь то смерть, брак, Отечество, любовь, дружба, родственные узы и т. д. Они обрамляют его дневниковую прозу, подводя некий итог размышлениям.
Возникает резонный вопрос. Надо ли читать «Дневники» Фриша? Решать, конечно, каждый будет сам. Но рамочный рассказ о надвигающемся старении, пожалуй, один из лучших в литературе.