Датский романист Йоханнес Вильгельм Йенсен родился в городе Фарсе в Химмерланде, на севере Ютландии, в семье ветеринара Ганса Йенсена и Марии (Кирстин) Йенсен. Широкий кругозор отца, его интерес к естественным наукам, истории, антропологии и другим предметам передался Йоханнесу, который в детстве очень много читал. Живя в уединенном, открытом ветрам Химмерланде, И. с ранних лет полюбил природу, интересовался жизнью датских крестьян. До 11-летнего возраста Йоханнеса учила мать, потом в течение двух лет мальчик посещал местную школу, после чего брал частные уроки, готовясь к поступлению в Виборгскую кафедральную школу (1890).
Проучившись три года в Виборге, И. поступает в Копенгагенский университет, где изучает медицину и естественные науки, однако больше интересуется литературой. Помимо датских писателей юноша читает Гейне, Золя, Шекспира. В эти же годы выходят первые романы Кнута Гамсуна. «Он производил огромное впечатление... своим стилем и совершенно новым отношением к жизни», – вспоминал впоследствии И. Однако еще большее влияние на будущего писателя оказал Редьярд Киплинг, чьи произведения, по словам И., распахнули перед ним ворота в мир и на всю жизнь приохотили молодого человека к путешествиям и далеким странам.
В студенческие годы И. зарабатывает на жизнь, сочиняя детективные романы, печатавшиеся серийными выпусками под псевдонимом Ивар Люкке. В это же время начинающий писатель работает над романом «Датчане» («Danskere», 1896) и на вырученные за книгу деньги в том же году совершает короткую поездку в Соединенные Штаты, которые потрясли его уровнем жизни, развитием технологии и явились идеалом идущей по пути прогресса нации. Особый интерес у И. вызвала жизнь в Америке датских эмигрантов, и, вернувшись в Копенгаген, он пишет «Эйнар Элькер» («Einar Elkoer», 1897), психологический навеянный автобиографическими мотивами роман о молодом человеке, тщетно стремящемся к любви и новой жизни. Роман получил хорошую прессу, однако в дальнейшем И. отходит от автобиографичности, явившейся основой его ранних книг.
Ободренный литературным успехом, И. в 1898 г. бросает медицину и становится корреспондентом датской газеты «Политика» («Politiken»), по заданию которой едет в Испанию освещать испано-американскую войну. Затем в течение нескольких месяцев И. находится на военной службе, после чего едет в Париж, а в 1902...1903 гг. совершает кругосветное путешествие; все это время он продолжает писать книги и статьи в «Политику». После женитьбы на Эльзе Марии Улрик (1904) И. живет с семьей (жена и трое сыновей) в Копенгагене.
«Люди Химмерланда» («Himmerlandsfolk»), сборник реалистических рассказов о нравах и обычаях жителей Ютландии, появился в 1898 г. и привлек пристальное внимание критиков. Последующие сборники – «Новые химмерландские истории» («Nye Himmerlandschistorier», 1904) и «Химмерландские истории. Третий том» («Himmerlandschistorier. Tredie Samling», 1910) – продолжают ту же тему. В трехтомном романе «Падение короля» («Kongens Fald», 1901), крупнейшем датском историческом романе о жизни короля Кристиана II, причудливо совмещаются мифические и реалистические элементы. В эти же годы появляется первый поэтический сборник Й. «Стихи» («Digte», 1906).
В 1912 г. Й. вновь отправляется в кругосветное путешествие, посещает Цейлон, Сингапур, Пекин, Монголию и, наконец, Нью-Йорк, откуда в 1914 г. возвращается в Копенгаген. Впечатления от поездки описаны им в книге «Вступление в нашу эпоху» («Introduktion til vor Tidsalder», 1915).
С 1922 по 1924 г. Й. выпускает шесть томов «Долгого путешествия» («Den lange Rejse»), широкомасштабного художественного изложения своих эволюционистских теорий, где суровая природа представляется стимулом в поисках потерянной идеальной земли. Начинается цикл с изображения первобытных обитателей Ютландии и достигает кульминации, повествуя об открытии Нового Света Христофором Колумбом. С «Долгим путешествием» перекликаются более ранние «Мифы» («Myter»), двенадцатитомное собрание небольших рассказов и очерков, опубликованных между 1907 и 1944 гг. и представляющих собой изложение всевозможных научных и философских теорий Й.
В 1925 г. Й. снова отправляется путешествовать – на этот раз в Египет, Палестину и Северную Африку. Вернувшись в Копенгаген в 1928 г., писатель заканчивает «Вехи сознания» («Andens Stadier»), философский трактат об эволюции природы и человека. Продолжая писать прозу и поэзию, Й., однако, уделяет теперь больше внимания эссеистике, в которой чувствуется влияние дарвинских теорий и которая запоминается скорее стилем изложения, чем научной проницательностью.
В 1939 г. Й. снова посетил Соединенные Штаты, однако болезнь уже через несколько месяцев заставила его вернуться в Данию. Хотя сам писатель считал себя совершенно аполитичным, фашизм и антисемитизм он подверг резкой критике, и, когда Гитлер оккупировал Данию, Й. уничтожил свои дневники и большую часть личной переписки.
В 1944 г. Й. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля». Из-за войны традиционная церемония вручения была отменена, однако в Нью-Йорке на средства Американо-скандинавского фонда был дан торжественный завтрак.
В 1945 г. на официальной церемонии Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, сказал, что «огромный литературный труд Й. охватывает самые разнообразные эпические и лирические жанры, романтические и реалистические произведения, а также исторические и философские эссе... Читая Й., мы убеждаемся, что впечатлительному человеку не хватает первобытного примитивизма, а примитивному – мягкости и чувствительности».
В своей ответной речи Й. отдал дань уважения не только Альфреду Нобелю, но и Карлу Линнею, шведскому ботанику, которому Дарвин, по словам Й., «обязан своей теорией происхождения видов». «Мифы» и эссе Й. писал до самой смерти. Умер писатель в Копенгагене в 1950 г. Й. завоевал репутацию ведущего представителя датской натуралистической литературы. «Ясновидящим пятью чувствами» называл его Кнут Гамсун. Американский писатель Гамильтон Бассо в 1945 г. сравнил репутацию Й. в Дании с положением Сигрид Унсет в Норвегии и Томаса Манна в Германии. В то же время Бассо сравнивал Й. с игроком в бейсбол, которого перевели из низшей лиги в высшую: «Несмотря на то что Й. получил Нобелевскую премию, в высшей литературной лиге ему делать нечего». С большим энтузиазмом отзывается о Й. один из его биографов Марион Нильсен. «Немного найдется писателей, – пишет Нильсен, – которые бы так глубоко и с таким искусством проникли в прошлое своего народа и показали взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего... Быть может, ни один писатель не уловил очарования датской природы так, как он». Многие из сегодняшних специалистов по скандинавской литературе высоко ценят Й. Так, в 1980 г. американский ученый датского происхождения Свен Росселл писал: «Произведения Й. имеют огромное значение для европейской литературы. В его книгах современность соединяется с вечностью в мифическом видении».