Финский романист Франс Эмиль Силланпя родился в крестьянской семье в Хяменкюрё, на юго-западе Финляндии. Следуя местным обычаям, его отец, Франс Коскинен, взял себе фамилию по названию той местности, где он проживал: Силланпя (дословно – «предмостное укрепление», «плацдаром»). За десять с лишним лет до женитьбы на Луизе Вильгемине Иисаксдоттер старший Силланпя переехал в Хяменкюрё, где из поколения в поколение жила семья его будущей жены. Женившись, он построил небольшую ферму, где и родился будущий писатель. Старший брат и сестра С. умерли в детстве.
Родители, люди бедные, все же накопили денег, чтобы Франс мог пойти в среднюю школу в Тампере. Он учился прилежно и получил стипендию, позволившую ему в 1908 г. поступить в Хельсинкский университет, где изучал биологию, намереваясь стать врачом. В это же время он познакомился с известными в городе людьми, бывал у Йернфелтсов, представителей литературной и художественной богемы. Хотя С. так и не закончил университет, изучение биологии убедило его в том, что поведение человека биологически мотивировано.
В университете С. много читал, особенно любил Стриндберга, Метерлинка и Гамсуна, говорил даже, что «Пан» и «Виктория» действуют на него опьяняюще. Литература была для С. выходом из мучивших его психологических проблем, свои первые рассказы он печатает в столичных журналах и газетах еще в годы учебы и Довольно быстро становится известен.
В 1913 г. С. бросает учебу в университете, возвращается домой и начинает писать. Его первый роман «Солнце и жизнь» («Elama ja aurinko») был опубликован в 1916 г. Впоследствии С. со смехом рассказывал, как его издатель, чтобы заставить его закончить роман, запирал незадачливого автора в номере отеля. «Солнце и жизнь», где рассказывается о летних приключениях трех молодых людей, мужчины и двух женщин, получил благожелательные отзывы и, по словам финского критика Лаури Вильянена, был «для первого романа исключительно хорош».
В 1916 г. С. женился на Сигрид Марии Саломяки, дочери фермера из соседней деревни, у них было восемь детей, один из которых умер в детстве.
В 1917 г., в год, когда Финляндия получила государственную независимость, выходит сборник новелл С. «Дети человеческие в шествии жизни» («Ihmislapsia elaman saatossa»), а в 1919 г. – первое крупное произведение писателя, роман «Праведная бедность» («Hurskas kurjuus»), навеянный трагическими событиями гражданской войны в Финляндии.
В «Праведной бедности» С., первым из финских писателей, осознал весь ужас вооруженной борьбы между «красными» и «белыми»; не вставая на чью-либо сторону, он воочию показал жестокость, страдание и боль этих лет. Хотя современному читателю роман может показаться монотонным и невыразительным, в 1919 г. он имел успех, был встречен с интересом и пониманием. Роман, в котором С. с бесстрашной объективностью изобразил и «белых» и «красных», стал первым шагом на пути выхода страны из кризиса; он помог финнам излечиться от тяжкой психической травмы, и в 1920 г. С. получает от правительства Финляндии пожизненную стипендию.
В последующие годы С. выпускает несколько сборников новелл, в числе которых «Хилту и Рагнар» («Hiltu ja Ragnar», 1923), «Под защитой ангелов» («Enkelten suojatit» 1923), «На земле» («Мааn tasalta» 1924), «Дом в горах» («Tollinmaki» 1925), «Причастие» («Rippi», 1928) и «Спасибо тебе, Господь, за эти мгновения...» («Kiitos hetkista, Herra...», 1930), благодаря которым становится известен не только в Финляндии, но и в других Скандинавских странах. Самым же большим успехом пользовался его роман «Усопшая в юности» («Nuorena Nukkunut» 1931), принесший писателю европейскую славу.
В центре романа тихая жизнь и смерть молодой одинокой девушки из знатной, но обедневшей семьи. Натура тонкая и чистая, сохранившая доброту и мягкость, несмотря на многочисленные невзгоды, героиня никак не вписывается в свою среду. Особенно удались писателю характер девушки и описание природы. Американский писатель и переводчик Филлипс Карлтон в рецензии 1933 г. заметил: «Личность независимая, она живет своей жизнью, словно далекая, неведомая планета, двигающаяся по своей орбите. В результате происходит переоценка ценностей: по мере развития повествования внешний мир словно бы тускнеет, зато иллюзии героини выходят на первый план...» «Роман, – продолжает Карлтон, – отличается продуманностью, незабываемой красотой языка».
Одновременно с романом «Усопшая в юности» пишется роман «Путь мужчины» («Miehen tie»), опубликованный в 1932 г. Историк литературы Якко Ахокас сравнил этот роман с произведениями английского писателя Д.Г. Лоуренса. При этом, как заметил Ахокас, «у обоих авторов ощущается связь между сменой времен года и переменами в жизни людей. В романе С. чувствуется дыхание эпоса...»
«Люди в летнюю ночь» («Ihmiset suviyossa», 1934) считается главным произведением С. и часто сравнивается с поэмой в прозе из-за размытости композиции и повышенной эмоциональности. Ахокас полагает, что «Люди в летнюю ночь» – «самое продуманное и сложное из произведений писателя», отмечая, что «биологическая концепция времени сказывается на манере повествования, течение времени воспринимается разными персонажами по-разному». Вильянен, еще более высоко оценивший роман, отмечает, что «мало кому удается из крохотного эмбриона – в данном случае маленькой деревушки – вырастить сложную, многозначную, необъятную в своих духовных проявлениях жизнь». «С. – ...поэтический мечтатель, у которого нежный лиризм сочетается с проницательным интеллектуальным анализом...»
В 1939 г. С. находится в состоянии тяжелой депрессии, вызванной, по-видимому, смертью жены, началом второй мировой войны, а также войной между Финляндией и Советским Союзом. В этом же году писатель женится на Анне Армиа фон Герцен, однако брак оказался непродолжительным и несчастливым.
В это сложное для С. и его страны время он получает Нобелевскую премию по литературе за 1939 г. «за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой». Из-за войны торжественная церемония награждения не проводилась, однако С. получил медаль и диплом лауреата на заседании Шведской академии в декабре 1939 г. В своей речи Пер Хальстрём выразил сочувствие финскому народу от имени членов академии, сказав «Мы преисполнены восхищения не только вами, но и вашим народом...»
Еще в 1930 г, у С. появляются первые признаки интеллектуального и эмоционального кризиса, когда писатель чувствовал, что творческие силы покидают его. Несмотря на присуждение ему Нобелевской премии, писатель пребывает в депрессивном состоянии и с 1940 по 1943 г. находится в психиатрической клинике, однако продолжает писать. «Август» («Elokuu», 1941) и «Красота и страдания человеческой жизни» («Ihmiselon ihanuus ja kurjuus», 1945) отличаются глубоким пессимизмом, герои этих произведений – несчастные писатели и поэты, считающие себя неудачниками, – мотив, безусловно, автобиографический.
Последней книгой писателя стал трехтомник воспоминаний, куда вошли «Парень жил своей жизнью» («Poika eli elamaansa», 1953), «Рассказываю и изображаю» («Kerron ja kuvailen», 1955) и «Главное событие дня» («Paiva korkeimmillaan», 1956). Высокий, широкоплечий мужчина, лысый и бородатый, с пристрастием к алкоголю, С. стал наконец в эти годы любимцем нации, ее патриархом, за которым утвердилось прозвище Дедушка. В последние годы жизни писатель часто выступал по радио и пользовался огромной популярностью. С. умер в Хельсенки в 1964 г. Лаури Вильянен писал о литературных достижениях С.: «Ни одному финскому писателю еще не удавалось «подметить» мельчайшие события, происходящие на деревенской улице, в избах и в шалашах, в любое время дня и ночи, в праздники и будни. Едва ли будет преувеличением сказать, что как психолог С. – уникальное явление в европейской прозе». Финский критик и очеркист Кай Лайтинен отмечал, что «для С. человек является частью природы: в его героях ощущается огромная жизненная сила, та сила, благодаря которой растут деревья и рождаются звери...».