«Средний путь» трудно считать романом, куда точнее его называть путевыми записками или художественным дневником. Эта книга стала результатом предпринятого английским писателем в 1960-х годах путешествия по постколониальному миру Кариб, который некогда был ему родным. Тринидад, Британская Гвиана, Суринам, Мартиника, Ямайка. Пять стран — пять глав. Найпол подробно описывает свои впечатления, перемежая их размышлениями и экскурсами в историю. Благодаря постоянным цитатам из газет и книг путешественников «Средний путь» вырастает в нечто вроде энциклопедии постколониализма, академическому духу которой способствует чрезвычайно отстраненный стиль Найпола, который можно даже назвать холодным. Найполу чужд мир детства, он возвращается в него как журналист, который приехал работать и совершенно не имеет времени для сентиментальности. Он фиксирует свои наблюдения сдержанно, но не без высокомерия, участливо, но без альтруизма, выразительно, но без захода на территорию романа. Все жизненно, рационально, предельно фактологично и чем-то напоминает социологический отчет. И действительно, траектория его взгляда всегда начинается с самого больного социального вопроса — расового. Политика, культура, отношения между людьми — все это для Найпола существует лишь на поверхности, в то время как в глубине обитает проблема межрасового соседства и два варианта отношения к ней: как к точке самосознания нации и как к предрассудку. Несмотря на географическую близость, каждая страна оказывается по-своему окрашенной этой проблематикой. Тринидад — это «цинизм, мелочность и творческое бессилие», где «достоинство не разрешалось никому». Остров, который опутан американизмом и который населен людьми, которых «рабство отучило уважать самих себя». Британская Гвиана — это «тщета и бессмысленность действий», вызванные бесконечной политической борьбой, не позволяющей объединить страну. Суринам, избежавший расовых столкновений и, казалось бы, единственная многонациональная страна региона, страдает от того, что его жители «не вполне представляют себе разнообразие и культурное богатство собственной страны». Мартиника — это «Франция», «самое высокоорганизованное общество Вест-Индии», где играют роль «образование, деньги, принадлежность к французской культуре... но негритянская кровь — несводимое тавро посредственности, мета рабского происхождения». А Ямайка — это «черный против коричневого, желтого и белого», остров хаотических растафарианских сект, мечтающих о возврате в Эфиопию и о том, что Россия сокрушит белый Вавилон. Этот разобщенный постколониальный мир объединяет только одно — проблема вынужденного соседства между людьми разных рас, над которым нависает превосходящая и вызывающая зависть тень белой цивилизации. Культурное и особенно материальное превосходство Америки и Европы у Найпола не обсуждается и является чем-то вроде константы, относительно которой измеряется положение той или иной страны. И материальное убожество, будь то «похожий на руину» отель или необходимость в течение часа ждать заказанного блюда — это первое, что бросается ему в глаза. Вдобавок Найпол не особенно внимателен к мифической стороне жизни людей (которая, правда, могла просто погибнуть). Все это создает впечатление латентной симпатии писателя к глобализации, прямо постулировать которую, впрочем, нет оснований. Найпол увидел постколониальный мир таким, какой он есть для европейца, и оставил замечательный художественный документ. В некотором смысле это обратная сторона того романтического подхода к теме, который демонстрировал Леклезио. Если Леклезио в «Пустыне» изготовил дешевую открытку, то Найпол в «Среднем пути» составил социокультурологический отчет.
Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.