Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Лауреаты Нобелевской премии

Отсутствие ненависти. Абдулразак Гурна. Посмертие

Анонс материала редакторской колонки

В 2021 году Нобелевский комитет присудил премию писателю из Танзании Абдулразаку Гурне за исследование темы колониализма. Нобелевскую премию не всегда присуждают за актуальные произведения, что, впрочем, можно отнести к ее достоинствам. Многие страны Африки обрели независимость более полувека назад, и выросло уже два поколения африканцев, которые не видели европейцев в военной форме на своей земле. Однако есть темы, которые не отпускают современных писателей даже десятилетия спустя.

Свобода полёта. Юн Фоссе. Трилогия

Анонс материала редакторской колонки

Норвежский писатель Юн Фоссе создает неторопливую прозу, в которой много повторов, медленного проговаривания одних и тех же событий и возвратов к тому, что уже было сказано. Его истории могут показаться копиями каких-то древних архетипических сюжетов, но разве вся мировая литература из века в век не воспроизводит саму себя? Взгляд Фоссе направлен в глубь мира, человека и вещей. Это особая парадоксальная свобода.

Аристократизм духа. Герман Гессе. Игра в бисер

Анонс материала редакторской колонки

Роман Германа Гессе «Игра в бисер» является одним из важнейших для понимания не только того, как развивается человеческая культура, но и того, к чему этот процесс в итоге может привести. Мы хорошо знаем, как ревнительно Герман Гессе относился к классической культуре и с какой страстью был готов ее защищать. Ему наверняка хотелось бы, чтобы этот утонченный, рафинированный, оторванный от реальной жизни мир духа и искусств существовал вечно и ему ничто не угрожало. Но «Игра в бисер» защищает как раз противоположный тезис.

Смирение титана. Патрик Уайт. Фосс

Анонс материала редакторской колонки

Мы уже писали про роман «Древо человеческое» австралийского нобелиата Патрика Уайта и говорили о том, что вместо ожидаемой самобытности читатель увидит в нем скорее классическое реалистическое письмо «большой земли». Однако роман «Фосс», написанный в 1957 году, рассказывает гораздо больше об исконном укладе этого континента. Здесь по-прежнему действуют европейцы и мы наблюдаем жизнь колонистов-аристократов, однако в центре как раз столкновение с изначальной цивилизацией австралийских аборигенов.

Поглощение землей. Патрик Уайт. Древо человеческое

Анонс материала редакторской колонки

От далекой Австралии можно было бы ожидать какой-то совершенно иной литературы, наполненной экзотикой и демонстрирующей непривычное мышление людей. Изолированная география, опосредованный контакт со Старым Светом и периферия мировой повестки – все это могло бы породить самобытный дух. Одним из крупнейших прозаиков Австралии является Нобелевский лауреат Патрик Уайт, причем в России он хорошо известен, потому что еще в советское время выходил его роман «Древо человеческое». 

Белые чернокожие. Тони Моррисон. Песнь Соломона

Анонс материала редакторской колонки

Нобелевскую лауреатку Тони Моррисон часто называют важнейшей писательницей, помогшей чернокожим американцам прийти к пониманию себя. Однако, если судить по роману «Песнь Соломона», то сказать, что она вывела какую-то особую формулу или философию, пожалуй, нельзя. Прежде всего, это объясняется тем, что чернокожие в США всегда жили в режиме сопротивления белым. Такие вынужденные контакты привели к тому, что они отталкивалась от белых, когда определяли себя и свое место, а значит не могли их вычеркнуть из своего самосознания. 

Явное, но не ощутимое. Петер Хандке. Воровка фруктов

Анонс материала редакторской колонки

«Эксмо» продолжает издавать произведения Нобелевского лауреата 2019 года Петера Хандке. В 2021 году мы прочитали «Второй меч», а год спустя можем познакомиться с романом 2017 года «Воровка фруктов». Нельзя сказать, чтобы эти две книги, написанные Хандке недавно, так уж сильно отличались по сюжету, стилю и тем более методу. В «Воровке фруктов» мы снова имеем дело с бегством и недовольством людьми и миром, и снова все эти дерзкие импульсы борьбы упрятаны в плотную упаковку интроверсии, так что никакого проявленного бунта не получается и все противостояние не покидает внутреннего мира героев.

Бог мяса. Мо Янь. Сорок одна хлопушка

Анонс материала редакторской колонки

В нобелевском дипломе китайского писателя Мо Яня написано, что премия ему вручается за «галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». Однако «галлюцинаторность» Мо Яня не имеет ничего общего с опытом душевнобольных. Его проза – это вовсе не рассказы о монстрах или порабощении человечества инопланетянами в маргинальном духе Уильяма Берроуза. Эта «галлюцинаторность» сводится к набору небольших фольклорных преувеличений, а назначение таких рассказов состоит в том, чтобы обнажить и выразить жизнь народа.

Животворные поучения. Кнут Гамсун. Женщины у колодца

Анонс материала редакторской колонки

Роман «Женщины у колодца» вышел в 1920 году, то есть в год, когда Кнуту Гамсуну присудили Нобелевскую премию. В этой книге мы познакомимся с обитателями маленького портового городка, но не нужно думать, что страсти здесь тоже маленькие. Все как раз наоборот. Гамсун называет городок «муравейником», где все готовы переступать друг через друга. У этих провинциальных жителей есть амбиции, подозрения и желания. Они плетут интриги, дают пощечины и живут в атмосфере постоянных сплетен. 

Копия и оригинал. Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

Анонс материала редакторской колонки

Иногда бывает, что писателю, даже крупному, сложно освободиться от плена единственной избранной темы и подняться над ней. А бывает и наоборот, что каждая новая книга открывает новый горизонт. Случай британского автора Кадзуо Исигуро, лауреата Нобелевской премии 2017 года, как раз последний. Его творческое воображение обладает потрясающей широтой и может быть направлено как в прошлое, так и в будущее.

Страницы

Подписка на Лауреаты Нобелевской премии